В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ

«Не ручей! — Море должно быть ему имя...»

Бетховен

В один из вечеров 1829 года в Берлине состоялся необычайный концерт: известный не­мецкий композитор и пианист Мендельсон-Бартольди дирижировал впервые исполнявшейся грандиозной ораторией «Страсти по Матфею». Большинство публики никогда не слышало даже имени ее автора — Иоганна Себастьяна Баха.

Оратория была найдена Мендельсоном-Бар­тольди в Берлинской королевской библиотеке среди груды старых музыкальных рукописей, принадлежавших перу давно забытого немец­кого органиста. Это был день второго рождения Бака спустя почти восемьдесят лет после его смерти.

Иоганн Себастьян Бах принадлежал к семье, которая в течение столетия поставляла для мно­гочисленных городков тюрингской области орга­нистов, городских и придворных музыкантов. Фамилия Бах по-немецки означает «ручей», «ручеек». Музыкальное искусство стало семей­ной традицией Бахов. Бахи — в полном смысле слова — были настоящими выходцами из на­рода. Жизнь их была полна лишений и нужды.

Иоганн Себастьян очень гордился своим проис­хождением из «музыкального рода Бахов». Прадед, дед Иоганна Себастьяна принадлежали к цеху музыкантов, а отец его занимал долж­ность городского скрипача в Эрфурте. В начале семидесятых годов XVII столетия он переехал в Эйзенах, где 21 марта 1685 года родился Иоганн Себастьян.

С раннего детства он начинает свои первые музыкальные занятия с отцом, обучавшим его игре на скрипке. Кроме того, он поет в хоре.

В десять лет Иоганн Себастьян остался круг­лым сиротой: в 1694 году умерла мать, а в начале 1695 года скончался и отец. Иоганна Себастьяна взял на воспитание его старший брат — органист и школьный учитель. Иоганн Христофор обучал мальчика игре на органе и клавире, требуя бесконечных повторений одно­образных упражнений. Но одаренный редкими способностями ученик стремился к новым позна­ниям, пытался сам научиться тому, чего не мог дать ему старший брат. По ночам при лунном свете он переписывал тетрадь с компо­зициями выдающихся композиторов. Шесть ме­сяцев длилась эта упорная и трудная работа, но все пошло прахом... Иоганн Христофор однажды застал Иоганна Себастьяна за этим за­нятием и отнял у него переписанные ноты. Это был тяжелый удар для мальчика. К тому же от ночной работы у него сильно испортилось зрение. Впоследствии, под конец жизни, это сказалось трагически.

В пятнадцать лет, опасаясь оказаться в тягость своему старшему брату, Иоганн Себастьян от­правился в город Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» при местной церкви и учился в лицее. В библиотеке люнебургской школы Бах настойчиво и терпеливо изучал об­ширное собрание произведений крупнейших итальянских и немецких композиторов XVI и XVII веков. Бах обращался к музыкальным композициям прошлого, чтобы найти в них живые мысли, способные к новому развитию.

Верным другом, воспитателем в годы юности Иоганна Себастьяна стал глубокий и чуткий музыкант, органист церкви святого Иоанна в Люнебурге Георг Бём, один из самых знамени­тых в большой плеяде немецких композиторов-органистов.

Искусством игры на скрипке юноша владел уже с ранних лет, но после знакомства с искусством Бёма его привлек орган — король инструментов, неисчерпаемое звуковое богат­ство которого окрыляло его творческую фан­тазию.» Мастерство восемнадцатилетнего орга­ниста настолько поражало окружающих, что члены местной консистории назначили ему весьма солидное по тем временам вознаграж­дение.

В те времена исполнительство не отделялось от сочинительства. Должность органиста в не­большом тюрингском городке Арнштадте, в который переехал Бах, давала ему возможность испытать свои силы в композиции.

В условиях Германии XVIII века, обескров­ленной изнурительной Тридцати летней войной, немецкий композитор мог приложить свои силы, сочиняя только или итальянские оперы, или церковные произведения.

И вот, к немалому удивлению жителей Арнштадта, весной 1704 года Бах исполнил свою пасхальную кантату. Это произведение девятнадцатилетнего композитора с удивительной силой раскрыло характерные-черты творческого гения Баха.

Бах упорно и интенсивно накапливал свой творческий опыт. В октябре 1705 г. он пред­принимает путешествие в Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий ком­позитор Дитрих Букстехуде, творческая манера которого уже во многом предвещала стиль самого Иоганна Себастьяна Баха.

В эти годы (1703-1708) Бах написал не менее 6 кантат, 2 сонаты и два каприччио для клавира, сонату для скрипки и клавира, трио для двух скрипок и клавира, ряд произведений для органа. В этих юношеских произведениях вырабатыва­ются и утверждаются характерные черты стиля, могучее великолепие которого раскроется позд­нее — в творчестве зрелого художника Баха. Широко и. полно проявляется редкостное ме­лодическое дарование Баха, многообразие выра­зительных тем, проникнутых духом народной песенности.

Духовные кантаты Баха имели точное служеб­ное назначение и исполнялись в строго опре­деленных условиях. Многие кантаты Баха были написаны ко всем воскресеньям и праздни­кам церковного года. Им было создано пять таких годовых циклов. Кроме того, у него есть свадебные и траурные кантаты, а также кантаты к общественным городским событиям. К жанру кантат композитор обращался на протяжении многих лет и создал их предпо­ложительно около трехсот (до нас дошло около двухсот).

Кульминацией баховского творчества являют­ся его оратории «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Обращаясь к евангельскому сю­жету страданий и смерти Иисуса, Бах воплотил общечеловеческие скорби и страдания, фило­софские размышления о смерти и жертве ис­купления, стойкости и преданности, несправед­ливости и предательстве, любви и раскаянии. «Религиозное облачение» произведений Баха не могло скрыть их народный и, по сути дела, антицерковный характер. «Отцы церкви» враж­дебно относились к хоровым сочинениям Баха, написанным для исполнения во время церков­ных служб. Гуманистическое содержание баховских кантат и ораторий разбивало схоласти­ку церковной догмы, мертвую схему культо­вого ритуала. Почти оперный стиль музыкаль­но-драматического развития образов кантат и ораторий сделал невозможным полное их испол­нение в церкви. Прошло много времени, пока эти произведения стали исполнять профессио­нальные музыканты.

Оставаясь на родной почве {национального народного искусства, Иоганн Себастьян Бах до­вел до высшего совершенства стиль свободной полифонии. «Он - апогей полифонии», - ска­зал о Бахе А. Серов. Полифония означает многоголосие. Основной закон полифонии - равноценность и равнозначность мелодических линий, или иначе - голосов. Это и гармо­ническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. Самая высшая и сложная форма в музыке полифонического склада - фуга. Слово «фуга» по латыни значит «бег».

Фуга - произведение, построенное на непре­рывном развертывании музыкальной мысли, ко­торая проводится в строгой последовательно­сти всеми голосами. В творчестве Баха фуга - заняла центральное положение подобно сонате в творчестве Бетховена. «Хорошо темпериро­ванный клавир» (48 прелюдий и фуг) Иоганна Себастьяна Баха в наше время входит в обяза­тельный педагогический репертуар музыкальных училищ и консерваторий. На музыке «Хорошо темперированного клавира» воспитывались круп­нейшие музыканты - Бетховен, Шопен, Лист и многие другие.

Бах был прирожденным педагогом. Для него творчество и обучение означали одно и то же. Он жил и работал вместе со своими учени­ками. Названия очень многих величайших его произведений свидетельствуют о том, что он написал их непосредственно в процессе пре­подавания и с целью обучения молодого по­коления музыкантов.

Бах сам обучал своих детей, а их у него было двадцать. Но только девять из них пережили отца. Многие из его детей были на­делены редкой музыкальной одаренностью. Наибольшую известность завоевали его сыновья Филипп Эммануил - блестящий пианист и ком­позитор и Иоганн Христиан - органист Миг ленского собора и капельмейстер придворной капеллы в Лондоне. Для детей школьного возраста Бах написал множество небольших про­изведений для клавира (фортепиано) песенного характера - «инвенций». Сам Иоганн Себастьян Бах считал, что его «Инвенции», предназна­ченные для детей, научат как нужно хорошо и правильно обращаться с тремя самостоя­тельными мелодиями.

Для самых маленьких написано Бахом множе­ство менуэтов, сарабанд - старинных танцев и пьес, входящих в «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах».

Бах был первым, кто использовал клавир как солирующий инструмент, написав концер­ты для одного, двух и трех клавиров с оркест­ром.

Велико художественное значение произведе­ний Баха для оркестровых инструментов, среди которых особое место занимает скрипка. Выдающиеся скрипачи-концертанты нашего вре­мени покоряют сердца слушателей знаменитой «Чаконой».

Несравненными образцами произведений ран­ней симфонической музыки являются «Бранденбургские концерты» Баха, до сих пор не утратившие своей свежести и обаяния. Автогра­фы бранденбургских концертов попали в руки ученика Баха Кирнбергера и впоследствии были переданы в одну из библиотек Берлина.

Далеко не все баховские сочинения раз­деляли «счастливую» участь бранденбургских концертов. Огромное число творений великого музыканта утеряно и о судьбе их ничего не известно.

Трудно перечислить все потери, но самый факт - горькое свидетельство непонимания творчества Баха, которое сопровождало его всю жизнь. Его превозносили как непревзой­денного виртуоза, артиста, но композитора в нем не признавали. Сочинения Баха не печа­тались и не получали широкого распростра­нения. Жанры церковной музыки, в которые композитор вынужден был облекать свои гран­диозные замыслы, мешали постичь и почувст­вовать живой драматизм и напряжение внутрен­ней жизни баховских образов. Кроме того, Бах, не удовлетворенный звучанием современ­ных ему инструментов, расширял их техни­ческие возможности. Оттого они были в те вре­мена очень трудны для исполнения.

Успехи, приходившиеся на долю Баха-артиста, не могли восполнить или уравновесить траге­дию непонятого и одинокого гениального ху­дожника. Окружавшее равнодушие, стена ме­щанского недоброжелательства и отчужденности подтачивали мужество и стойкость, подрывали постепенно волю к сопротивлению.

Закончилась его жизнь трагически. Зрение Баха все ухудшалось, а после неудачной опе­рации он совсем ослеп. Но композитор по- прежнему продолжал творить музыку. Вечером 28 июля 1750 г., не успев продиктовать музыкальную фразу последнего творения, он умолк навсегда.

Более двухсот лет прошло с тех пор, как перестало биться сердце Иоганна Себастьяна Ба­ха, вдохновенного певца немецкого народа. Ныне творчество Себастьяна Баха - нацио­нальная гордость народа Германии - явля­ется культурным достоянием всего прогрессив­ного человечества.

Отношение советских музыкантов к Иоганну Себастьяну Баху хорошо выразил Дмитрий Шостакович: «В творчестве Баха откристалли­зовался безукоризненно цельный, чистый и оригинальный стиль самобытного немецкого музыканта, стоящего на вершинах художест­венной культуры своей эпохи и своего народа... И вот почему грандиозный массив музыкаль­ной культуры, именуемый баховским наследием, обладает такой большой исторической стой­костью...»

Л. МЕЛЬНИКОВА

«Начальная школа» № 3, 1985 год