- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио. 1 класс. Аудиоприложение. 2018 год
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий. 2007 год
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 6 класс. Учебник. 1999 год
- Портреты русских композиторов
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий. 2007 год
- Буренина А.И. Музыкальное приложение. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
- Брянцева В.Н. Литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ. Второй год обучения предмету. 2007 год
- Аудиоприложение «Потанцуй со мной, дружок»
- Шорникова М.И. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 2 год обучения. 2012 год
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. 2000 год
- Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. Учебник. 2001 год
- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио. 1 класс. Учебник, рабочая тетрадь, задания, аудиоприложение. 2018 год
- Панова Н.В. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь. Часть 1. 6-7 классы. 2015 год
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. 1998 год
- Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. 4 класс. Пятилетний курс обучения. 2006 год
- Шорникова М.И. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. 2010 год
- Давыдоыва Е.В., Запорожец С.Ф. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. Учебник. 1993 год
- Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио. 5 класс. 2019 год
- Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио. Двухголосие. 1995 год
- Фролова Ю.В. Сольфеджио. Подготовительный класс. 2008 год
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс. 1998 год
- Шорникова М.И. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения. 2005 год
- Вихарева Г.Ф. Споем, попляшем, поиграем. Песенки-игры для малышей. 2011 год
- Железнова Е.С. Альбом для обучения пению. CD приложение
Вольфганг Амадей Моцарт родился в городе Зальцбурге, в семье придворного музыканта, скрипача, педагога и композитора - Леопольда Моцарта (1719-1787). Гениальные музыкальные способности мальчика проявились чрезвычайно рано. Известно, например, что уже в 3 года Моцарт пытается подбирать на клавесине мелодии и аккорды, а в 5 лет создает свои первые сочинения - маленькие пьески танцевального характера. В 7 лет под руководством отца, который был его первым педагогом. Моцарт достиг таких успехов, что вызывал восторг окружающих как чудо-ребенок,
Леопольд Моцарт предпринимает концертную поездку по городам Европы, чтобы показать удивительные способности сына за пределами родного Зальцбурга. Вместе со старшей, 11-летней сестрой Марией-Анной (1751-1829), отличной клавесинисткой, юный Моцарт дает ежедневные концерты в Мюнхене и Вене, вызывая удивление, горячее участие к своему таланту. Хотя некоторые вельможи, прослушав игру Моцарта, его собственные сочинения, пытались отнестись к редкой одаренности ребенка как к трюкачеству, заставляя Моцарта играть на клавишах, покрытых материей, проигрывать с листа сложнейшие музыкальные сочинения других авторов, без предварительного ознакомления, угадывать на слух высоту звучания колоколов, хрустальных бокалов.
Большой успех первой концертной поездки Моцартов заставил отца предпринять второе концертное турне по городам Западной Европы. Оно продолжалось более трех лет. Вольфгангу Моцарту было 7 лет, когда он отправился во второе путешествие. И снова одаренность мальчика, его гениальные музыкальные способности вызывали волну восторга и поклонения. В те годы его называли музыкальным чудом XVIII века.
Путешествие, почти ежедневное концертирование, постоянное сочинение новой музыки, общение со знаменитыми музыкантами разных стран, проигрывание и слушание произведений великих мастеров того времени и предшественников сильно обогатили и самого Моцарта. В 10 лет это был полный достоинства и серьезности музыкант, для которого труд, ежедневная работа были естественны и необходимы. Он не мыслил себе жизни вне музыки и без музыки. «Сочинять,- говорил Моцарт,- вот моя единственная радость, моя единственная страсть». Его развитие было бурным и ярким. В 3 года он создает свои первые импровизации, в 4 пишет концерт для клавесина, в 6 создает симфонию, в 7 лет его сонаты для скрипки и клавира издаются в Париже, в 15 лет Моцарт- автор множества произведений в различных жанрах, в том числе четырех опер. Он сочинял естественно и просто, как жил и дышал, превращая в музыку все, к чему он прикасался. Когда он брался за перо, произведение уже звучало в нем целиком. Казалось, что Моцарт сочиняет даже во сне и музыка его - по определению композитора А. Г. Рубинштейна - излучала вечный солнечный свет,
Если ранний период жизни и творчества Моцарта был благополучным, имя его и музыка были известны не только в Австрии, но и в других странах: Франции, Англии, Италии, где он был избран в 1770 году в члены Болонской филармонической академии, то по мере возмужания композитор все чаще и чаще сталкивался с трудностями артистической судьбы, с непониманием окружающими его запросов и желаний.
Официально он и его отец числились на службе у зальцбургского архиепископа. В то время музыкант обязан был состоять на службе у знатного вельможи, играя в его капелле, сочиняя для него и по его заказу музыку. Такой обычай был широко распространен. Придворным музыкантом был предшественник Моцарта, знаменитый композитор Йозеф Гайдн. Отец Моцарта также состоял на придворной службе у зальцбургского князя- архиепископа с 1743 года, на службу в капеллу князя был принят в 1769 году и Вольфганг. Но жизнь в маленьком городке, после того как во время своих гастролей Моцарт познал счастье общения с великими музыкантами Европы, казалась ему скучной и однообразной. Юноша мечтает о большом музыкальном городе, где бы он смог осуществить свои грандиозные планы. Леопольд Моцарт также понимает, что его сыну трудно будет провести жизнь в Зальцбурге. Вместе с Вольфгангом он предпринимает поездку в Вену, чтобы пристроить его на службу к одному из вельмож. Однако все усилия оказались напрасными, Недавно восхищавшаяся искусством чудо-ребенка публика осталась холодна к судьбе Моцарта-юноши.
Возвращение в Зальцбург не обескуражило композитора. Он со всей страстью и юношеским пылом отдается творчеству. В короткое время Моцарт создает немало прекрасных произведений, полных радости, света, жизнеутверждающей силы, в том числе и комическую оперу «Мнимая садовница», постановка которой принесла ему много счастливых мгновений. «После каждой арии,- писал Моцарт матери в Зальцбург,- раздавались гром рукоплесканий и крики: «Вива, маэстро!» Премьера «Мнимой садовницы» состоялась 13 января 1775 года в Мюнхене. По возвращении в Зальцбург Моцарт все более тяготится обязанностями придворного музыканта, его мучит духовное одиночество, он прилагает все силы, чтобы вырваться из плена архиепископской капеллы, порвать путы, соединяющие его с ограниченным мирком провинциального городка.
«Людям нужны,- пишет он в Болонью своему учителю падре Мартини,- взаимная поддержка и обмен мыслями. Только так могут развиваться науки и искусства... Я живу в стране, где музыке не посчастливилось».
И вот еще одна попытка вырваться из Зальцбурга. Моцарт в сопровождении матери отправляется в новое путешествие, конечной целью которого был Париж. Однако и эта поездка, принесшая Моцарту немало горестных испытаний, не увенчалась успехом. Он снова вернулся в Зальцбург, в ненавистную капеллу архиепископа, расстаться с которой ему удалось лишь в 1781 году.
К этому времени Моцарту минуло 25 лет. Он в расцвете сил. В его списке сочинений более 300 названий. Он обращается почти ко всем музыкальным жанрам, создавая в них образцы классических вершин, неповторимые шедевры мировой музыкальной культуры.
Разрыв с Зальцбургом означал для Моцарта начало новой жизни, но и таил в себе немало опасных для композитора перемен. Теперь он был лишен материальной поддержки, опеки отца и вынужден был сам, своим трудом, музыкой, зарабатывать на жизнь. Исследователи творчества Моцарта считают его первым из композиторов, который встал на этот трудный, артистический, независимый путь. Расставаясь с зальцбургской службой, Моцарт писал отцу: «...хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в графе». А двум вельможам, позволившим пошутить в присутствии Моцарта по его адресу, он резко ответил: «Мне легче получить все ордена, которые вы в состоянии добыть, чем вам сделаться таким, как я, даже если бы вы дважды умерли и воскресли».
Последним музыкальным крупным сочинением Моцарта, как бы соединившим два периода его жизни - зальцбургский и последующий венский,- стала большая опера «Идоменей» на сюжет древнегреческой легенды о царе Крита Идоменее, который, возвращаясь с Троянской войны, пережил сильнейшую морскую бурю и, чтобы умилостивить морского бога Посейдона, обещал принести ему в жертву первого встретившегося ему на суше человека. Этим первым встретившим Идоменея человеком стал его сын Идамент. После сложных приключений Идамент остается жить, но гибнет безнадежно влюбленная в него девушка Электра.
Моцарт много и увлеченно работает над оперой, которая также создавалась для Мюнхена, где 29 января 1781 года и состоялась ее премьера, принесшая композитору заслуженную славу и успех.
Венский период жизни и творчества Моцарта продолжался всего 10 с небольшим лет. Но это были годы вдохновенного, свободного труда, годы обобщения достигнутого раньше и взлет к новым величайшим достижениям композиторской мысли. Произведения этого периода отличаются редкой цельностью и стройностью, красотой, углубленной содержательностью. Они как бы венчают собой все достигнутое композитором прежде и открывают совершенно новые горизонты его бессмертной музыки, протянувшей живительные побеги из XVIII в XX век.
Он создал 15 опер, но три последние: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» - стали вершиной оперного творчества классического периода. Свои три последние симфонии - 39, 40 и 41 -Моцарт создает именно в венский период и неожиданно быстро, в течение трех месяцев 1788 года. Это тоже образцы совершенного симфонического письма, шедевры, принадлежащие всему человечеству, а не только австрийской национальной школе. Завершающий вокально-хоровое и ораториальное творчество Моцарта «Реквием», написанный композитором в год смерти, является непревзойденным идеалом полифонической музыки, отличающимся красотой музыки, искренностью, глубиной душевных переживаний, совершенством формы и содержания.
Все, что создавалось Моцартом, начиная с 1781 года, отмечено печатью самобытности и высочайшего мастерства. «Лучшим композитором считаю Моцарта»,- говорил Йозеф Гайдн, переживший своего младшего коллегу почти на 20 лет. Бетховен хотел быть в числе учеников Моцарта и специально для этого приехал в Вену в апреле 1787 года. Он с успехом играл Моцарту, и тот согласился быть его учителем, но непредвиденные обстоятельства помешали осуществлению этого плана. Однако на всю жизнь Бетховен сохранил к Моцарту глубокое и восторженное чувство. «Я всегда был, - писал впоследствии он, - одним из самых ревностных почитателей Моцарта и остаюсь им до последнего вздоха».
Начало венского периода в жизни Моцарта ознаменовалось и переменами в его личной жизни. В августе 1782 года он женился на Констанции Вебер. Вместе с заботами о творчестве, постановках и исполнении создаваемых им произведений на Моцарта обрушились весьма ощутимые тяготы забот о семье, а позже и детях, которых у Моцарта было шестеро, но пережить отца удалось только двоим сыновьям - Карлу и Вольфгангу.
И тем не менее Моцарт был счастлив открывающимся перспективам самостоятельной работы не по указке графа или князя, не по долгу придворной музыкантской службы, а по велению своего духа, сердца, музыкального гения. Он мыслит широко и смело. Например, для своей новой оперы он берет сюжет нашумевшей во Франции комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» французского драматурга О. Бомарше (1732-1799). Комедия Бомарше отразила предреволюционные чаяния французского народа. Пьеса, в которой слуга оказывается намного дальновиднее и умнее графа, могла появиться только накануне французской буржуазной революции.
И вот 1 мая 1786 года премьера состоялась. Музыка Моцарта покорила слушателей своим совершенством и художественной высотой. Красота арий, богатство красок оркестра, яркие характерные типы персонажей с их разнообразнейшим миром подлинных чувств и страстей вызвали бурю восторга не только публики, но и самих исполнителей оперы. «Никогда еще не было триумфа более прекрасного, чем триумф Моцарта и его «Свадьбы Фигаро», - писал один из участников премьеры.
Особый восторг «Свадьба Фигаро» вызвала в демократических кругах. Песенки и арии оперы тут же подхватывались и исполнялись на улицах, в кабачках. После премьеры в Праге, популярность музыки достигает такого размаха, что даже сам композитор вынужден признать это, не без юмора сообщая в письме: «Здесь (в Праге) ни о чем кроме «Фигаро», не говорят, ничего, кроме «Фигаро», не играют, не трубят, не поют и не насвистывают. Ни на что, кроме «Фигаро» не ходят. Вечно один лишь «Фигаро».
Успех оперы воодушевил Моцарта, и в следующем году он пишет также на либретто Лоренцо да Понте оперу «Дон Жуан». И снова красота музыки, правдивость и жизненность героев, музыкальная достоверность сценических ситуаций, классическая завершенность арий, ансамблей приносят опере огромный успех и признание. Премьера «Дон Жуана» состоялась в Праге 29 октября 1787 года, и вот почти уже 200 лет она не сходит со сцены, являясь наиболее любимым произведением Моцарта, которому отдают дань все новые и новые поколения исполнителей и слушателей.
Однако успех творческий не принес Моцарту успеха материального. Он испытывает невероятные трудности и постоянную нужду. Эти тяготы обременяли композитора. Он искренне страдал от своего бедственного положения, хотя трудился день и ночь, проводя за работой, за сочинением, перепиской, оркестровкой все свободное время. Нередко Моцарт, испытывая горечь своего положения, обращался с письмами к разным сановным лицам с просьбой помочь ему и его семье, но просьбы эти часто оставались без ответа. Напряженная работа, необеспеченная жизнь, лишения подорвали его здоровье. Он начинает часто болеть его одолевают грустные мысли о близкой кончине. За три года до смерти он создает свои последние симфонии, в музыке которых отражена та титаническая борьба, порывы надежды и света, отчаянья и грусти, торжество разума и воли, которыми была полна жизнь композитора в последние годы.
Если первая из этих симфоний увлекает нас в романтический мир заманчивых иллюзий, героических видений и торжествующих жизненных образов, то Симфония № 40 - самая известная и постоянно звучащая и в наше время - рисует иные картины. Она вся наполнена печалью. Но композитор преодолевает это настроение в следующей мажорной симфонии, получившей название «Юпитер». Это протест композитора против козней судьбы, он обретает чувство достоинства и ясной мысли, великого мужества и воли.
Наступил 1791 год. В январе Моцарту исполнилось 35 лет. К этому времени более шестисот произведений вышло из-под его пера. Его музыка заняла достойное место в историческом процессе становления национальной венской классической школы. В общественной жизни европейских государств наступили переломные моменты, вызванные социальными бурями. Музыка XVIII века вместе с отжившими формами правления уходила в прошлое. На пороге стоял многотрудный, противоречивый XIX век со своим новым отношением к искусству, к проблемам социального переустройства. И музыка Моцарта как бы предвосхищала появление новых веяний в творчестве, новых ярких направлений в искусстве. «Моцарт - самый смелый новатор искусства из всех, когда-либо живших», - будет сказано на одном из Зальцбургских фестивалей, посвященных Моцарту, сто лет спустя после его кончины.
В последний год своей жизни, часто болея, недомогая, Моцарт тем не менее много и успешно работает. Он создает двухактную оперу «Милосердие Тита», а вслед за ней свою последнюю оперу «Волшебная флейта», подытожив ею все достигнутое им в жанре оперы.
30 сентября 1791 года состоялась премьера «Волшебной флейты», и вскоре она стала одним из самых любимых венской публикой спектаклей Моцарта. Сам композитор нередко бывал в театре и искренне радовался успеху своего детища. Фантастические персонажи оперы: Царица ночи, ее дочь Памина, египетский принц Тамино, грозный верховный жрец храма Изиды - Зарастро, веселый и жизнелюбивый птицелов Папагено, завораживающие звуки, способные принести удачу,- подаренной Царицей ночи Тамино волшебной флейты и удивительный звон волшебного колокольчика Папагено. Все это в сложном переплетении судеб героев, торжества света, правды и справедливости над злобой и мраком и составляет основу сюжета оперы.
Моцарт самозабвенно работал над музыкой «Волшебной флейты», наполнив ее светлыми, радостными образами, праздничным звучанием.
Увертюру к этой опере П. И. Чайковский назвал одним из «никогда неувядаемых чудес искусства», а Бетховен считал «Волшебную флейту» самым великим произведением Моцарта.
В разгар работы над оперой, в июле 1791 года, Моцарта посетил таинственный человек, принесший композитору анонимное письмо, в котором вместе с комплиментами в адрес композитора содержался вопрос: может ли Моцарт, и за какую цену, написать для одного господина поминальную мессу и к какому сроку он ее сможет закончить?
Посоветовавшись с женой, Моцарт принял это предложение. Так началась его работа над знаменитым «Реквиемом». Работа эта лишила последних сил больного композитора. Как-то, гуляя с женой в одном из венских парков, Моцарт сказал Констанции, что пишет «Реквием» для себя. Образ незнакомца его преследовал неотступно. В одном из писем того времени Моцарт сообщает: «...у меня шумит в голове, я говорю с трудом и не могу убрать со своих глаз образ неизвестного. Я вижу его постоянно, он меня умоляет, торопит, нетерпеливо просит ...и я продолжаю... так как писать музыку мне легче, чем бездействовать ... мне нечего бояться. Я чувствую по всему, что скоро пробьет мой час... Я кончил раньше, чем смог воспользоваться своим талантом. Жизнь была так прекрасна. Карьера началась под столь удачный звон, но нельзя изменить собственной судьбы».
«Реквием» Моцарта стал действительно последним произведением композитора, в музыке которого отразились его переживания: боль и страдание, отчаяние и надежда. И в этом своем последнем сочинении он остается великим художником реалистом и гуманистом, отдавшим каждый час своей недолгой жизни своему искусству, гигантскому труду во имя торжества радости и красоты на земле.
Музыка Моцарта обладает волшебным даром роднить и примирять, внушать любовь и радость, счастливое и оптимистичное восприятие жизни. Она давно перешагнула границы Австрии и стала общечеловеческим достоянием. Ее звуки вот уже более двухсот лет чаруют сердца и несут людям подлинную красоту эстетической и нравственной радости.
В СССР Моцарт один из самых почитаемых композиторов, творчество которого является неотъемлемой частью нашего советского, коммунистического, эстетического воспитания. Симфонии, оперы, концерты Моцарта постоянно исполняются в лучших концертных залах и театрах Советского Союза. Его произведения учебного репертуара входят во все программы музыкально-эстетического цикла как специальных детских музыкальных, так и общеобразовательных школ.
Советские дети любят, понимают и отдают должное великой музыке Моцарта. Его образ, запечатленный во многих книгах для детей и юношества, хорошо знаком советским школьникам. Его прекрасная и самоотверженная жизнь становится примером для многих одаренных ребят, посвятивших себя музыкальному искусству.
В 1841 году, спустя 50 лет со дня смерти композитора, в Зальцбурге, у него на родине, было организовано Музыкальное общество и Моцертеум. Композитор, которого никто не проводил в последний путь из-за плохой погоды и которого «благодарная Вена» позволила зарыть в общей могиле и до сих пор не знает, где же точно похоронен ее музыкальный кумир, протянул руки через столетия, чтобы соединить всех любящих настоящую музыку в единую семью.
Моцартовские празднества - с 1880 года становятся традиционными. В настоящее время в Зальцбурге проводятся конкурсы и фестивали, посвященные творчеству Моцарта. И все, к чему когда-либо прикасался композитор, все его рукописи, письма, вещи из дома в Вене, где он окончил свои дни, все это собрано в Зальцбурге и является гордостью и национальной святыней австрийцев, а вместе с ними и всех любителей музыки Моцарта других стран.
Г. Г. СОБОЛЕВА
1981 год