«Под перо невольно напрашивается слово, которым хочется определить главную черту композитора, пользующегося такой любовью народа. Это слово - щедрость! Щедрость таланта, души, человеческого и художественного обаяния... Кто еще из русских художников обладал этой безраздельно покоряющей чертой? Моя привычка искать аналогии в поэзии подсказывает - Есенин! Да, прежде всего вспоминается этот замечательный русский поэт! Таким вот пареньком, как когда-то Есенин, влюбленным в родные песни и поля, пришел в нашу музыку Тихон Хренников, и сразу в ней забурлило, зазвенело что-то новое, живое, очень современное, и в то же время очень русское!»
Ю. Шапорин
Талант Хренникова восхищает своей многогранностью, деятельность его поражает многообразием. Он - один из крупнейших советских композиторов, чья музыка широко известна во всем мире. Блестящий пианист, выступающий с исполнением собственных произведений в городах Советского Союза и за рубежом. Прекрасный педагог, профессор Московской консерватории. Среди его учеников много талантливых композиторов, известных широкой слушательской аудитории: И. Лученок, В. Овчинников, А. Чайковский, Т. Чудова и др.
Вот уже более 30 лет Т. Н. Хренников возглавляет Союз советских композиторов. Партийная страстность и принципиальность, глубокий ум, блестящий организаторский талант, объективность, доброжелательность отличают его как руководителя одного из крупнейших отрядов нашей творческой интеллигенции. А ведь он был избран на пост первого секретаря Союза советских композиторов на Первом съезде советских композиторов в 1948 г., когда ему исполнилось всего 35 лет! Это ли не свидетельство огромного доверия и уважения к нему со стороны широкой музыкальной общественности нашей страны!
Т. Н. Хренников - член ревизионной комиссии КПСС, депутат Верховного Совета СССР, член Советского комитета защиты мира, Президент музыкальной секции Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, заместитель председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, ректор народного университета Дворца культуры автомобильного завода имени И. А. Лихачева, член жюри многих музыкальных конкурсов.
Творчество Хренникова многогранно и охватывает различные музыкальные жанры. Его перу принадлежат оперы, балеты, оперетты, симфонии, инструментальные концерты, хоровая музыка, романсы, песни, музыка к кинофильмам и театральным спектаклям. Как художник он стремится прежде всего к утверждению высоких гуманистических идеалов. В одной из своих статей композитор писал: «Музыка - прекрасное, удивительное искусство. Она призвана нести радость людям, приобщать их к миру прекрасных чувств и мыслей, быть проповедницей гуманистических идей». Искусство Т. Н. Хренникова в полной мере отвечает этому великому предназначению музыки.
Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 г. в старинном городке Ельце Орловской губернии, в семье служащего. В большой дружной семье, где Тихон был десятым ребенком, детям прививалась любовь к труду, к знаниям, к искусству. В доме Хренниковых постоянно звучала музыка: старшие братья и сестры пели студенческие песни, старинные романсы, играли на народных инструментах. Музыкальные способности Тихона Хренникова обнаружились рано. Он играет на гитаре и мандолине в любительском оркестре, поет в школьном хоре. В десятилетнем возрасте мальчик начинает заниматься на фортепиано. В 14 лет он неоднократно участвует в любительских концертах, приобретает известность как одаренный пианист. К этому времени относятся и первые композиторские опыты одаренного юноши: он сочиняет фортепианные пьесы и романсы.
Решающую роль во всей дальнейшей жизни Тихона Хренникова сыграла встреча в Москве зимой 1927 г. с М. Ф. Гнесиным. Замечательный музыкант, композитор и педагог, Гнесин высоко оценил незаурядную музыкальную одаренность юноши. Именно по совету Михаила Фабиановича Тихон Хренников, завершив среднее образование, принимает решение посвятить себя музыке. Успешно выдержав вступительные экзамены, он поступает в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где занимается в классе композиции у Михаила Фабиановича. Под руководством Гнесина он делает столь быстрые успехи, что заканчивает четырехлетний курс за три года, и в 1932 г. поступает сразу на второй курс Московской консерватории. В консерватории молодой музыкант занимается на двух факультетах: фортепианном (класс профессора Г. Г. Нейгауза) и теоретико-композиторском (класс профессора В. Я. Шебалина). Замечательный композитор и прекрасный педагог, В. Я. Шебалин помог своему талантливому ученику расширить свой художественный и музыкальный кругозор, каждый раз ставил перед ним новые, интересные и трудные творческие задачи, выполнение которых требовало от молодого композитора создания произведений, превышающих уровень обычных академических требований. Именно В. Я. Шебалину посвятил двадцатилетний композитор свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. Впервые концерт был исполнен с огромным успехом самим автором в 1933 г. в Москве, а затем в Ленинграде на Международном музыкальном фестивале. В 1933- 1935 гг. Хренниковым была написана Первая симфония. Представленная в качестве дипломной работы к окончанию консерватории Первая симфония стала одним из самых ярких достижений советской симфонической музыки 30-х годов. Выдающийся советский композитор А. И. Хачатурян писал: «Нельзя забыть того впечатления, которое произвела премьера фортепианного концерта. Его музыка захватила своей задорной энергией, волевым напором, мелодической и ритмической свежестью. А Первая симфония, вся пронизанная интонациями современности... Как верно услышал и точно передал композитор ритм нашей новой жизни!.. С первых же шагов композитор ощущал себя частицей всего народа, глашатаем нового, стремился насытить свою музыку мыслями и чувствами своих современников».
В 1936 г. двадцатитрехлетний Тихон Хренников блестяще окончил консерваторию. Его имя высечено золотыми буквами на мраморной доске Почета Московской консерватории.
Вторая половина 30-х годов в творчестве Хренникова отмечена освоением новых демократических жанров театральной музыки и киномузыки, чему в большой степени способствовало тесное творческое общение и дружба с такими выдающимися мастерами советской театральной культуры и кино, как В. И. Немирович-Данченко, Р. Симонов, Н. Охлопков, А. Попов, Н. Сац, И. Пырьев, Ю. Райзман. В этой области музыкального творчества во всем блеске раскрылись многие замечательные особенности дарования композитора: богатство фантазии, мелодическая щедрость, великолепное ощущение сцены, чувство стиля и формы.
В эти годы он написал музыку к спектаклям: «Мик» Н. Шестакова (1934), «Много шума из ничего» В. Шекспира (1936), «Без вины виноватые» А. Островского (1937), «Я сын трудового народа» В. Катаева (1938), «Дон-Кихот» М. Булгакова (по Сервантесу, 1941). Знаменательно, что первая композиторская работа Хренникова в театре - спектакль «Мик» был поставлен в Московском детском музыкальном театре замечательным режиссером Н. И. Сац, с которой композитора и сегодня связывает большая творческая и человеческая дружба.
Замечательным творческим достижением Хренникова явилась его музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего», поставленной на сцене Театра имени Е. Вахтангова в 1936 г. Полная очарования, изящества, светлого лиризма, искрящегося юмора и непосредственности, музыка Хренникова удивительно тонко сочеталась с образным строем и характером сценического воплощения шекспировской комедии и на редкость органично вошла в вахтанговский спектакль. Среди разнообразных по настроению музыкальных номеров спектакля выделяются: поэтическая серенада «Ночь листвою чуть колышет», в которой замечательно передано упоение любовью: галантная песня «Как соловей о розе»; остроумная, комическая «Песня пьяных».
Весной 1935 г. выдающийся советский режиссер В. И. Немирович-Данченко предложил Хренникову написать оперу на современную советскую тему. Молодого композитора увлек роман Н. Вирты «Одиночество», описывающий события кулацко-эсеровского восстания 1919-1921 гг. на Тамбовщине. Тема классовой борьбы в деревне и перехода трудового крестьянства на сторону Советской власти была близка композитору. «Для меня лично обстановка романа Вирты и его тема особенно близки: я родился и вырос в тех местах, которые описываются в романе, мои старшие братья - непосредственные участники разгрома антоновщины», - говорил композитор, приступая к работе над оперой.
Опера «В бурю» создавалась в течение трех лет (1936-1939) в тесном общении с коллективом Музыкального театра имени В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского. Это обстоятельство сыграло исключительно важную роль в создании оперного спектакля, ставшего одним из знаменательных событий музыкальной жизни страны в 30-е годы.
В опере «В бурю» социальные конфликты тесно переплетаются с личными переживаниями героев. В центре оперы судьбы русских крестьян, познавших правду ленинских идей и вставших на путь борьбы за новую жизнь на свободной земле: старой крестьянки Аксиньи, тяжело переживающей разлуку со своими сыновьями, временно оказавшимися в разных лагерях; ее старшего сына - большевика Листрата, командующего партизанским отрядом; младшего - Леньки, который служит у антоновцев, а затем ценой тяжелых испытаний приходит к пониманию большевистской правды и переходит на сторону Советской власти; крестьянина-середняка Фрола Баева, отправляющегося в Москву, чтобы найти у Ленина ответы на вопросы, волнующие крестьянские массы; его дочери Натальи, беззаветно любящей Леньку и смело бросающей вызов антоновцам.
Яркими музыкальными красками обрисован образ Фрола Баева. Трогательно, задушевно звучит рассказ Фрола о своей беседе с Лениным. В опере «В бурю» впервые в истории музыкального театра нашей страны был создан образ В. И. Ленина. И в этом большая заслуга композитора.
Музыка оперы пронизана песенностью. «Всю оперу воспринимаешь как большую песню, наполненную широким, могучим дыханием народа», - писал композитор И. Дзержинский.
Большой удачей Хренникова явилась музыка к кинофильму «Свинарка и пастух» (1940- 1941), удостоенная Государственной премии СССР. Великолепный сценарий, отмеченный жанровыми чертами народной комедии, прекрасные песенные стихи талантливого поэта В. Гусева, творческий контакт с замечательным кинорежиссером И. Пырьевым, тонко понимающим и чувствующим музыку, - все это давало композитору широкие возможности для создания музыкальной лирической кинокомедии - жанра, особенно близкого его творческой индивидуальности. Музыка фильма изобилует множеством ярких песенных мелодий. Это: «Песня Глаши», «Серенада Кузьмы», «Песня-письмо Абдуссалама», «Ах ты, зимушка-зима», которые являются рельефными, выразительными музыкальными характеристиками тех или иных героев картины. А «Песня о Москве» - одна из лучших песен о нашей столице. В этой приподнятой, радостной песне звучит глубокое чувство любви к родной Москве, близкой сердцу каждого советского человека.
И в какой стороне я ни буду.
По какой ни пройду я тропе, -
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.
Огромную популярность «Песня о Москве» приобрела в годы Великой Отечественной войны. Она звучала по радио, с концертной эстрады, ее пели артисты фронтовых концертных бригад. В суровые первые месяцы войны, когда фашистские орды рвались к столице, эта песня, как писал советский писатель Л. Кассиль, напоминала о том, «что нам так дорого, чем мы так гордимся, что так героически защищает на фронтах Великой Отечественной войны Красная Армия».
Творческая и общественная деятельность Хренникова в годы войны была необычайно интенсивной и разнообразной. Он ведет большую работу по шефскому обслуживанию воинских частей Красной Армии и на фронте, и в тылу: выступает в госпиталях, армейских клубах, в солдатской землянке, на улице под открытым небом только что освобожденного нашими войсками города. Вместе с частями 1-го Белорусского фронта молодой композитор прошел путь от Одера до Берлина. Сохранились фотографии, запечатлевшие Хренникова в Берлине у Бранденбургских ворот и у рейхстага в день капитуляции гитлеровской Германии. Он был одним из участников концерта для героических советских воинов в День Победы.
Дни, проведенные на фронте, в боевой обстановке, произвели На Хренникова огромное впечатление и вдохновили его на создание многих произведений, посвященных подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Широкую известность завоевала одна из первых военных песен Хренникова «Прощание» (стихи Ф. Кравченко) из короткометражного фильма «Возвращение с победой». В этой песне суровый драматизм маршеобразного ритма сочетается с мягкой задушевностью мелодического распева.
Там, где кипит жестокий бой,
Где разыгралась смерти вьюга,
Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой,
Твой путь я разделю, как верная подруга,
Иди, любимый мой, иди, родной!
В годы войны по радио часто звучали боевые походные и маршевые песни Хренникова: «Воевать мы мастера» (В. Лебедев-Кумач, 1941), «Все за Родину» (В. Гусев, 1942), «Уральцы бьют здорово» (А. Барто, 1942), удостоенная Первой премии на конкурсе массовой песни «Урал - кузница оружия» в Свердловске в годы войны. Репертуар певцов армейских художественных ансамблей украсили и лирические песни композитора: «Песня о московской девушке» (А. Барто, 1942), «Песня о песне» (В. Тихонов, 1944), шуточная песня «Есть на Севере хороший городок» (В. Гусев, 1942).
Много отличных песен прозвучало в кинофильме «В шесть часов вечера после войны» (стихи В. Гусева, режиссер И. Пырьев, 1944). Поистине всенародную популярность приобрела «Песня артиллеристов» из этого кинофильма. Полная энергии, отваги, воинской удали и пламенной устремленности «Песня артиллеристов» - высшее достижение композитора в области боевых военных песен.
В творчестве Хренникова в годы Великой Отечественной войны наряду с музыкой, отмеченной суровой мужественностью и пафосом драматизма, появляются произведения, покоряющие глубиной лирического чувства и светлым жизнерадостным характером. В 1942 г. композитор написал музыку к героической комедии А. Гладкова «Давным-давно», в которой рассказывается о подвигах русской девушки, участвующей в боях с наполеоновскими захватчиками в дни Отечественной войны 1812 г. Высокая героико-патриотическая идея пьесы, вдохновенная игра актеров и прекрасная музыка Хренникова определили громадный зрительский успех спектакля, до сих, пор не сходящего со сцены ЦТСА. Среди разнообразных по настроению музыкальных номеров спектакля выделяются: искрометная, блестящая буффонная «Песенка Лепелетье»; овеянная грустью, ласковая, трогательная «Колыбельная Светланы»; обаятельнейшая «Давным-давно», сочетающая в себе и мягкую задушевность, и неиссякаемый задор.
В том же 1942 г. Хренников написал песенный цикл на стихи Р. Бернса в переводе С. Маршака - пять прекрасных лирических романсов, объединенных одной темой - верности в любви простых людей.
Вершиной творчества композитора в годы войны стала Вторая симфония. О том, как возник замысел этого произведения, Хренников рассказал в одной из своих бесед со слушателями: «Еще до Великой Отечественной войны я задумал создать Вторую симфонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, проникнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление', рождала новые образы и картины: рассказ о печальном и тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма - вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом - третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней - четвертой».
Послевоенные годы - пора могучего расцвета таланта композитора, достигшего творческой зрелости. Его творчество послевоенных лет отмечено жанровым разнообразием. Он интенсивно работает в сфере концертно-инструментальной музыки, впервые обращается к балету, оперетте, хоровой музыке. «Три поэмы на стихи Некрасова» (1971) для смешанного хора без сопровождения, несомненно, относятся к числу творческих удач композитора.
В послевоенные годы Хренников много и плодотворно работает в кино, где он сотрудничает с крупнейшими советскими кинорежиссерами: Ю. Райзманом, Л. Луковым, М. Калатозовым, А. Птушко, Э. Рязановым. Им написана музыка к кинофильмам: «Поезд идет на Восток» (1948), «Донецкие шахтеры» (1950), «Кавалер Золотой Звезды» (1951), «Верные друзья» (1954), «Капитанская дочка» (1958), «Гусарская баллада» (1962), «Руслан и Людмила» (1972); к телевизионным фильмам: «Дуэнья» и «Время выбрало нас» (1978). В этих кинокартинах прозвучали песни, которые вскоре приобрели популярность. Это и «Студенческая» из фильма «Поезд идет на Восток», и «Старинная шахтерская» из «Донецких шахтеров», и серия песен из «Верных друзей»: «Что так сердце растревожено», «Лодочка», «Песенка верных друзей», и куплеты Мендозы из «Дуэньи», и «Поле Куликово» из пятисерийного фильма «Время выбрало нас». Песни из этих кинофильмов вошли в нашу жизнь, стали нашими верными друзьями.
В творчестве Хренникова при всем его жанровом разнообразии центральное место занимает музыкальный театр. За 38 послевоенных лет он сочинил четыре оперы, три балета (в том числе одну оперу и один балет для детей) и две оперетты.
Тема комической оперы «Фрол Скобеев» возникла в творческих беседах Хренникова с Немировичем-Данченко вскоре после премьеры оперы «В бурю». В. И. Немирович- Данченко сочувственно отнесся к идее оперы, герой которой был бы наделен типичными чертами русского национального характера, и обратил внимание композитора на «Комедию о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Ордын-Нащекина дочери Аннушке» русского драматурга Д. Аверкиева, как на материал для создания русской комической оперы в народном духе. В пьесе Аверкиева, написанной по мотивам старинной русской повести неизвестного автора, рассказывалось о том, как незнатный, но предприимчивый и смелый дворянин Фрол Скобеев завоевал руку и сердце Аннушки - дочери чванливого и деспотичного боярина Тугай-Редедина. В 1950 г. опера «Фрол Скобеев» была поставлена на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и имела большой успех. Музыка оперы отличается мелодическим богатством. Она проникнута духом русской песенности, пленяющей то задушевным лиризмом, то задорным, сочным юмором. Впоследствии композитор снова возвратился к партитуре «Фрола Скобеева» и сделал новую, более совершенную редакцию оперы, которая в 1967 г. появилась на сцене под названием «Безродный зять».
Опера Хренникова «Мать», написанная на сюжет одноименной повести Горького, принадлежит к числу лучших советских опер. Тема революционного прошлого России нашла яркое воплощение в опере. Она была закончена композитором в 1956 г. и с большим успехом поставлена в канун ноябрьских праздников в 1957 г. (40-летию Великого Октября) в Большом театре в Москве, а также в оперных театрах Ленинграда и Горького.
В 1973 г. в Московском камерном оперном театре, руководимом крупнейшим советским музыкальным режиссером Б. А. Покровским, была поставлена новая опера Хренникова «Много шума из-за... сердец», которую композитор создал на основе своей музыки к спектаклю Театра имени Е. Вахтангова. В этой опере, наряду с музыкальными номерами, известными по вахтанговскому спектаклю, звучит много новой музыки, столь же яркой и запоминающейся, искрящейся поэзией и мягким юмором.
Хренников не раз говорил о том, что мечтает написать балет. И снова по инициативе Б. А. Покровского (и при его участии в качестве либреттиста) Хренников сочиняет музыку балета «Любовью за любовь». Незадолго до премьеры балета, которая состоялась в 1976 г. на сцене Большого театра Союза ССР, композитор говорил: «Год назад театр предложил мне сделать балетный спектакль по мотивам комедии Шекспира «Много шума из ничего». Музыкальной основой должна была послужить написанная мной много лет назад музыка к спектаклю Театра имени Вахтангова. Я охотно согласился на это предложение - музыка, в которой было много танцевальных острых ритмов, смогла лечь в основу танцевально-хореографического представления... В новом балете музыка получила совершенно иное развитие, обрела Новую форму».
«Любовью за любовь» - это практически заново написанное произведение. Музыка балета пленяет тонким лиризмом и лукавым юмором. В ней ярко передан ренессансный дух комедии Шекспира, убедительно выражена гуманистическая идея торжества веры в человека, в возвышающую силу любви.
В 1979 г. Хренников снова обращается к жанру балета. Используя тематический материал музыки к спектаклю ЦТСА «Давным-давно» и к кинофильму «Гусарская баллада», он создает новое оригинальное хореографическое произведение, в котором наряду со знакомыми музыкальными темами, получившими интересное симфоническое развитие, звучит много новой музыки, пленяющей изяществом, остроумием, жизнерадостностью. Балет «Гусарская баллада» с большим успехом был поставлен в Большом театре Союза ССР в Москве и в Малом академическом театре оперы и балета в Ленинграде.
Интересной и новаторской была работа Хренникова в жанре оперетты. Его спектакли «Сто чертей и одна девушка» и «Белая ночь» значительно раздвигают границы жанра.
Оперетта «Сто чертей и одна девушка» (1963) написана на антирелигиозную тему, еще не затронутую другими композиторами. История о том, как молодая журналистка Варя, отправившись проверять редакционный фельетон, отважно Проникла в самое логово сектантов и с помощью сельской молодежи разоблачила изуверов и их «живого бога» - бывшего нэпмана и кабатчика, матерого преступника Агафона, давала композитору большие возможности для создания лирико-комедийного спектакля. Мир алчных стяжателей, пьяниц, преступников, калечащих души людей, охарактеризован остро пародийной, шаржированной музыкой. Музыкальная характеристика положительных героев оперетты - смелой и отважной комсомолки Вари и гордой, волевой Степаниды, которая нашла в себе мужество покинуть сектантов и спасла Варю от страшного Агафона, отличаются выразительностью, жизненной достоверностью.
«Белая ночь» (1967) - глубоко новаторское произведение, знаменующее новую жанровую ветвь в оперетте - музыкальную хронику. Либретто оперетты построено на материале событий революции и последних дней жизни русской монархии. Среди действующих лиц Встречаются император Николай II, его жена - императрица, Распутин, глава Временного правительства Керенский, князь Юсупов. Место действия-Невский проспект, Зимний дворец, Петропавловская крепость. В «Белой ночи» органически сплелись в единое целое лирика и гротеск, трагедия и фарс. (Поставленная к 50-летию Великого Октября на сцене Московского театра оперетты «Белая ночь» имела большой успех у зрителей.).
В жизни и творчестве Тихона Николаевича важное место занимают дети, молодежь. И как композитор, и как руководитель Союза советских композиторов, он считает особенно важным сегодня заботу о духовном развитии юного поколения. «У композитора и учителя общая цель: помочь формированию богатой, разносторонней личности, для которой интересы общества священны. Пусть наши дети радуются великому искусству, впитывают красоту жизни, пусть растут неутомимыми творцами этой жизни и всего прекрасного в ней», - говорит Хренников. Для детей, юношества Хренников создал немало произведений: музыку к кинофильмам и театральным спектаклям, оперу, балет. И балет «Наш двор», и опера «Мальчик-великан» (1969) отмечены поисками нового, современного содержания и яркой, динамичной музыкально-драматургической формы. В балете «Наш двор» композитор замечательно передает атмосферу детства с его играми и забавами, показывает ребячью жизнь, полную огорчений и радостей. Но главное, здесь раскрыт духовный мир молодого поколения, мечтающего о подвигах. Музыка Хренникова покоряет задором, жизнерадостностью, веселым озорством.
Для Московского детского музыкального театра, возглавляемого Н. И. Сац, в содружестве с которой Хренников создал одно из своих первых сочинений - музыку к спектаклю «Мик», он написал оперу-сказку «Мальчик-великан». Опера повествует о том, как злой и алчный диктатор пытается похитить у народа «чудо-порошок», изобретенный добрым ученым, и как простые люди, объединившись, побеждают диктатора. Пение, танец, диалог органично связаны в драматургии оперы. Музыкальные характеристики детей отличаются меткостью, лаконизмом, яркостью. Так, мир жестоких угнетателей характеризуется сатирически-гротесковой музыкой. Иные краски использовал композитор для характеристики положительных героев. Здесь звучат ясные, напевные мелодии, красочные гармонии.
Последние два десятилетия (60-е и 70-е годы) в творчестве Хренникова отмечены повышенным интересом к симфоническому и концертно-инструментальному жанру. В эти годы он сочинил два концерта для скрипки, виолончельный и фортепианный концерты, симфонию.
И Первый концерт для скрипки с оркестром, (1959), отличающийся яркой театральностью основных музыкальных образов, и Второй скрипичный концерт (1975), увлекающий светлым жизнерадостным настроением, посвящены их первому исполнителю - замечательному советскому скрипачу, лауреату Ленинской премии Леониду Когану.
К числу наиболее выдающихся творческих достижений Хренникова относятся Второй концерт для фортепиано с оркестром (1972) и Третья симфония (1973). По эмоционально-образному строю эти произведения во многом близки. Общее определяющее настроение и симфонии и концерта – празднично приподнятое, жизнеутверждающее.
Второй концерт для фортепиано с оркестром отмечен ярко русским национальным характером, виртуозным блеском фортепианной партии, богатством оркестровых красок. Анализируя музыку концерта, один из музыкальных критиков писал: «Музыка концерта Т. Хренникова говорит о наших днях; мы ощущаем в ней воздух, которым дышим каждодневно, пульс современной жизни. Это чувство нашей действительности выражено образным строем концерта, его интонационным языком. Прежде всего хочется отметить жизнелюбие, насыщающее музыку произведения. Воплощенный в нем оптимизм... мужественно-деятельный. «И жизнь хороша и жить хорошо» - таков идейный лейтмотив цикла».
«Долг советских композиторов - отразить трудовые подвиги народа, раскрыть в художественных образах те существенные изменения, которые происходят в жизни страны, показать идейный, нравственный рост советского человека, - говорит Хренников... - Очень важно запечатлеть свежие звуковые приметы нашего удивительного времени, подметить и передать в звуках то новое, что рождается в жизни нашего народа».
Тихон Николаевич Хренников обладает завидным даром выражать в своей музыке окружающий мир, передавать пульс нашего времени. Выдающийся дирижер Е. Светланов сказал однажды, что наиболее кратко определить суть натуры Хренникова можно словами: «Всегда в кипении жизни».
Хренникову свойственна театральная конкретность творческого мышления. Отсюда особая яркость, броскость, рельефность его музыкальных образов. Музыка композитора покоряет душевным теплом, сердечностью, искренностью, открытостью выражения чувства, мелодической щедростью, Хренниковская мелодия отличается какой-то особой напевностью, необычайной выразительностью, душевной чистотой. Она обладает способностью лететь от сердца к сердцу. И в оперной, и в симфонической, и в инструментальной музыке Хренникова безраздельно царит русская песенная стихия. Именно песня, песенность делают музыку композитора общительной, задушевной, проникновенной.
В статье «Музыка и современность» Т. Н. Хренников писал: «У деятелей советской музыки одна общая цель - помогать партии в формировании духовного облика человека социалистической эпохи, строителя коммунизма. Советские музыканты отдадут все силы тому, чтобы создать музыкальную культуру, искусство, проникнутое коммунистической идейностью, создать новые произведения, раскрывающие темы и образы советской действительности, утверждающие советское социалистическое мировоззрение». Эти слова, как нельзя лучше, отражают творческий девиз выдающегося советского композитора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, народного артиста Советского Союза Тихона Николаевича Хренникова.
А. Ю. ЛЮБИЦКИЙ
1983 год