В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ

ВНИМАНИЕ! Сайт выставлен на продажу. По вопросам приобретения обращаться по адресу: admin@helpmusic.ru

«Под перо невольно напрашивается слово, которым хочется определить главную черту композитора, пользующегося такой любовью народа. Это слово - щедрость! Щедрость та­ланта, души, человеческого и художественно­го обаяния... Кто еще из русских художников обладал этой безраздельно покоряющей чер­той? Моя привычка искать аналогии в поэзии подсказывает - Есенин! Да, прежде всего вспоминается этот замечательный русский поэт! Таким вот пареньком, как когда-то Есенин, влюбленным в родные песни и поля, пришел в нашу музыку Тихон Хренников, и сразу в ней забурлило, зазвенело что-то но­вое, живое, очень современное, и в то же время очень русское!»

Ю. Шапорин

Талант Хренникова восхищает своей много­гранностью, деятельность его поражает мно­гообразием. Он - один из крупнейших со­ветских композиторов, чья музыка широко известна во всем мире. Блестящий пианист, выступающий с исполнением собственных произведений в городах Советского Союза и за рубежом. Прекрасный педагог, профес­сор Московской консерватории. Среди его учеников много талантливых композиторов, известных широкой слушательской аудитории: И. Лученок, В. Овчинников, А. Чайковский, Т. Чудова и др.

Вот уже более 30 лет Т. Н. Хренников воз­главляет Союз советских композиторов. Пар­тийная страстность и принципиальность, глу­бокий ум, блестящий организаторский талант, объективность, доброжелательность отличают его как руководителя одного из крупнейших отрядов нашей творческой интеллигенции. А ведь он был избран на пост первого сек­ретаря Союза советских композиторов на Первом съезде советских композиторов в 1948 г., когда ему исполнилось всего 35 лет! Это ли не свидетельство огромного доверия и уважения к нему со стороны широкой му­зыкальной общественности нашей страны!

Т. Н. Хренников - член ревизионной комис­сии КПСС, депутат Верховного Совета СССР, член Советского комитета защиты мира, Пре­зидент музыкальной секции Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, заместитель председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, ректор народного университета Дворца куль­туры автомобильного завода имени И. А. Ли­хачева, член жюри многих музыкальных кон­курсов.

Творчество Хренникова многогранно и ох­ватывает различные музыкальные жанры. Его перу принадлежат оперы, балеты, оперетты, симфонии, инструментальные концерты, хо­ровая музыка, романсы, песни, музыка к ки­нофильмам и театральным спектаклям. Как художник он стремится прежде всего к ут­верждению высоких гуманистических идеа­лов. В одной из своих статей композитор пи­сал: «Музыка - прекрасное, удивительное искусство. Она призвана нести радость лю­дям, приобщать их к миру прекрасных чувств и мыслей, быть проповедницей гуманистиче­ских идей». Искусство Т. Н. Хренникова в полной мере отвечает этому великому пред­назначению музыки.

Тихон Николаевич Хренников родился 10 июня 1913 г. в старинном городке Ельце Ор­ловской губернии, в семье служащего. В боль­шой дружной семье, где Тихон был десятым ребенком, детям прививалась любовь к тру­ду, к знаниям, к искусству. В доме Хреннико­вых постоянно звучала музыка: старшие братья и сестры пели студенческие песни, старинные романсы, играли на народных ин­струментах. Музыкальные способности Тихона Хренникова обнаружились рано. Он играет на гитаре и мандолине в любительском орке­стре, поет в школьном хоре. В десятилетнем возрасте мальчик начинает заниматься на фортепиано. В 14 лет он неоднократно уча­ствует в любительских концертах, приобре­тает известность как одаренный пианист. К этому времени относятся и первые компо­зиторские опыты одаренного юноши: он со­чиняет фортепианные пьесы и романсы.

Решающую роль во всей дальнейшей жиз­ни Тихона Хренникова сыграла встреча в Мо­скве зимой 1927 г. с М. Ф. Гнесиным. Заме­чательный музыкант, композитор и педагог, Гнесин высоко оценил незаурядную музы­кальную одаренность юноши. Именно по со­вету Михаила Фабиановича Тихон Хренников, завершив среднее образование, принимает решение посвятить себя музыке. Успешно выдержав вступительные экзамены, он по­ступает в Музыкальный техникум имени Гне­синых, где занимается в классе композиции у Михаила Фабиановича. Под руководством Гнесина он делает столь быстрые успехи, что заканчивает четырехлетний курс за три года, и в 1932 г. поступает сразу на второй курс Московской консерватории. В консерватории молодой музыкант занимается на двух фа­культетах: фортепианном (класс профессора Г. Г. Нейгауза) и теоретико-композиторском (класс профессора В. Я. Шебалина). Замеча­тельный композитор и прекрасный педагог, В. Я. Шебалин помог своему талантливому ученику расширить свой художественный и музыкальный кругозор, каждый раз ставил перед ним новые, интересные и трудные творческие задачи, выполнение которых тре­бовало от молодого композитора создания произведений, превышающих уровень обыч­ных академических требований. Именно В. Я. Шебалину посвятил двадцатилетний компози­тор свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. Впервые концерт был исполнен с огромным успехом самим автором в 1933 г. в Москве, а затем в Ленинграде на Между­народном музыкальном фестивале. В 1933- 1935 гг. Хренниковым была написана Первая симфония. Представленная в качестве ди­пломной работы к окончанию консерватории Первая симфония стала одним из самых яр­ких достижений советской симфонической музыки 30-х годов. Выдающийся советский композитор А. И. Хачатурян писал: «Нельзя забыть того впечатления, которое произвела премьера фортепианного концерта. Его му­зыка захватила своей задорной энергией, волевым напором, мелодической и ритмиче­ской свежестью. А Первая симфония, вся пронизанная интонациями современности... Как верно услышал и точно передал компо­зитор ритм нашей новой жизни!.. С первых же шагов композитор ощущал себя части­цей всего народа, глашатаем нового, стремился насытить свою музыку мыслями и чув­ствами своих современников».

В 1936 г. двадцатитрехлетний Тихон Хрен­ников блестяще окончил консерваторию. Его имя высечено золотыми буквами на мра­морной доске Почета Московской консерва­тории.

Вторая половина 30-х годов в творчестве Хренникова отмечена освоением новых де­мократических жанров театральной музыки и киномузыки, чему в большой степени спо­собствовало тесное творческое общение и дружба с такими выдающимися мастерами советской театральной культуры и кино, как В. И. Немирович-Данченко, Р. Симонов, Н. Ох­лопков, А. Попов, Н. Сац, И. Пырьев, Ю. Райз­ман. В этой области музыкального творчества во всем блеске раскрылись многие замеча­тельные особенности дарования композитора: богатство фантазии, мелодическая щедрость, великолепное ощущение сцены, чувство сти­ля и формы.

В эти годы он написал музыку к спектак­лям: «Мик» Н. Шестакова (1934), «Много шу­ма из ничего» В. Шекспира (1936), «Без вины виноватые» А. Островского (1937), «Я сын трудового народа» В. Катаева (1938), «Дон-Кихот» М. Булгакова (по Сервантесу, 1941). Знаменательно, что первая композиторская работа Хренникова в театре - спектакль «Мик» был поставлен в Московском детском музы­кальном театре замечательным режиссером Н. И. Сац, с которой композитора и сегодня связывает большая творческая и человече­ская дружба.

Замечательным творческим достижением Хренникова явилась его музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего», постав­ленной на сцене Театра имени Е. Вахтангова в 1936 г. Полная очарования, изящества, свет­лого лиризма, искрящегося юмора и непо­средственности, музыка Хренникова удиви­тельно тонко сочеталась с образным строем и характером сценического воплощения шек­спировской комедии и на редкость органич­но вошла в вахтанговский спектакль. Среди разнообразных по настроению музыкальных номеров спектакля выделяются: поэтическая серенада «Ночь листвою чуть колышет», в которой замечательно передано упоение лю­бовью: галантная песня «Как соловей о ро­зе»; остроумная, комическая «Песня пьяных».

Весной 1935 г. выдающийся советский ре­жиссер В. И. Немирович-Данченко предложил Хренникову написать оперу на современную советскую тему. Молодого композитора увлек роман Н. Вирты «Одиночество», описываю­щий события кулацко-эсеровского восстания 1919-1921 гг. на Тамбовщине. Тема классовой борьбы в деревне и перехода трудового крестьянства на сторону Советской власти была близка композитору. «Для меня лично обстановка романа Вирты и его тема особен­но близки: я родился и вырос в тех местах, которые описываются в романе, мои стар­шие братья - непосредственные участники разгрома антоновщины», - говорил компози­тор, приступая к работе над оперой.

Опера «В бурю» создавалась в течение трех лет (1936-1939) в тесном общении с коллек­тивом Музыкального театра имени В. И. Не­мировича-Данченко и К. С. Станиславского. Это обстоятельство сыграло исключительно важную роль в создании оперного спектак­ля, ставшего одним из знаменательных со­бытий музыкальной жизни страны в 30-е годы.

В опере «В бурю» социальные конфликты тесно переплетаются с личными пережива­ниями героев. В центре оперы судьбы рус­ских крестьян, познавших правду ленинских идей и вставших на путь борьбы за новую жизнь на свободной земле: старой крестьян­ки Аксиньи, тяжело переживающей разлуку со своими сыновьями, временно оказавшими­ся в разных лагерях; ее старшего сына - большевика Листрата, командующего парти­занским отрядом; младшего - Леньки, кото­рый служит у антоновцев, а затем ценой тя­желых испытаний приходит к пониманию большевистской правды и переходит на сто­рону Советской власти; крестьянина-середняка Фрола Баева, отправляющегося в Москву, чтобы найти у Ленина ответы на вопросы, волнующие крестьянские массы; его дочери Натальи, беззаветно любящей Леньку и сме­ло бросающей вызов антоновцам.

Яркими музыкальными красками обрисован образ Фрола Баева. Трогательно, задушевно звучит рассказ Фрола о своей беседе с Лениным. В опере «В бурю» впервые в ис­тории музыкального театра нашей страны был создан образ В. И. Ленина. И в этом боль­шая заслуга композитора.

Музыка оперы пронизана песенностью. «Всю оперу воспринимаешь как большую пес­ню, наполненную широким, могучим дыханием народа», - писал композитор И. Дзержин­ский.

Большой удачей Хренникова явилась музы­ка к кинофильму «Свинарка и пастух» (1940- 1941), удостоенная Государственной премии СССР. Великолепный сценарий, отмеченный жанровыми чертами народной комедии, пре­красные песенные стихи талантливого поэта В. Гусева, творческий контакт с замечатель­ным кинорежиссером И. Пырьевым, тонко понимающим и чувствующим музыку, - все это давало композитору широкие возможно­сти для создания музыкальной лирической кинокомедии - жанра, особенно близкого его творческой индивидуальности. Музыка филь­ма изобилует множеством ярких песенных мелодий. Это: «Песня Глаши», «Серенада Кузьмы», «Песня-письмо Абдуссалама», «Ах ты, зимушка-зима», которые являются рельефными, выразительными музыкальными ха­рактеристиками тех или иных героев карти­ны. А «Песня о Москве» - одна из лучших песен о нашей столице. В этой приподнятой, радостной песне звучит глубокое чувство любви к родной Москве, близкой сердцу каждого советского человека.

И в какой стороне я ни буду.

По какой ни пройду я тропе, -

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве.

Огромную популярность «Песня о Москве» приобрела в годы Великой Отечественной войны. Она звучала по радио, с концертной эстрады, ее пели артисты фронтовых кон­цертных бригад. В суровые первые месяцы войны, когда фашистские орды рвались к столице, эта песня, как писал советский пи­сатель Л. Кассиль, напоминала о том, «что нам так дорого, чем мы так гордимся, что так героически защищает на фронтах Вели­кой Отечественной войны Красная Армия».

Творческая и общественная деятельность Хренникова в годы войны была необычайно интенсивной и разнообразной. Он ведет большую работу по шефскому обслуживанию воинских частей Красной Армии и на фрон­те, и в тылу: выступает в госпиталях, армей­ских клубах, в солдатской землянке, на ули­це под открытым небом только что освобож­денного нашими войсками города. Вместе с частями 1-го Белорусского фронта молодой композитор прошел путь от Одера до Бер­лина. Сохранились фотографии, запечатлев­шие Хренникова в Берлине у Бранденбург­ских ворот и у рейхстага в день капитуляции гитлеровской Германии. Он был одним из участников концерта для героических совет­ских воинов в День Победы.

Дни, проведенные на фронте, в боевой об­становке, произвели На Хренникова огромное впечатление и вдохновили его на создание многих произведений, посвященных подвигу советского народа в годы Великой Отечест­венной войны. Широкую известность завое­вала одна из первых военных песен Хрен­никова «Прощание» (стихи Ф. Кравченко) из короткометражного фильма «Возвращение с победой». В этой песне суровый драматизм маршеобразного ритма сочетается с мягкой задушевностью мелодического распева.

Там, где кипит жестокий бой,

Где разыгралась смерти вьюга,

Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой,

Твой путь я разделю, как верная подруга,

Иди, любимый мой, иди, родной!

В годы войны по радио часто звучали боевые походные и маршевые песни Хренни­кова: «Воевать мы мастера» (В. Лебедев-Кумач, 1941), «Все за Родину» (В. Гусев, 1942), «Уральцы бьют здорово» (А. Барто, 1942), удостоенная Первой премии на конкурсе массовой песни «Урал - кузница оружия» в Свердловске в годы войны. Репертуар пев­цов армейских художественных ансамблей украсили и лирические песни композитора: «Песня о московской девушке» (А. Барто, 1942), «Песня о песне» (В. Тихонов, 1944), шуточная песня «Есть на Севере хороший го­родок» (В. Гусев, 1942).

Много отличных песен прозвучало в кино­фильме «В шесть часов вечера после войны» (стихи В. Гусева, режиссер И. Пырьев, 1944). Поистине всенародную популярность приоб­рела «Песня артиллеристов» из этого кино­фильма. Полная энергии, отваги, воинской удали и пламенной устремленности «Песня артиллеристов» - высшее достижение композитора в области боевых военных песен.

В творчестве Хренникова в годы Великой Отечественной войны наряду с музыкой, от­меченной суровой мужественностью и пафо­сом драматизма, появляются произведения, покоряющие глубиной лирического чувства и светлым жизнерадостным характером. В 1942 г. композитор написал музыку к героической комедии А. Гладкова «Давным-давно», в ко­торой рассказывается о подвигах русской девушки, участвующей в боях с наполеонов­скими захватчиками в дни Отечественной войны 1812 г. Высокая героико-патриотиче­ская идея пьесы, вдохновенная игра актеров и прекрасная музыка Хренникова определили громадный зрительский успех спектакля, до сих, пор не сходящего со сцены ЦТСА. Среди разнообразных по настроению музыкальных номеров спектакля выделяются: искрометная, блестящая буффонная «Песенка Лепелетье»; овеянная грустью, ласковая, трогательная «Колыбельная Светланы»; обаятельнейшая «Давным-давно», сочетающая в себе и мяг­кую задушевность, и неиссякаемый задор.

В том же 1942 г. Хренников написал песен­ный цикл на стихи Р. Бернса в переводе С. Мар­шака - пять прекрасных лирических роман­сов, объединенных одной темой - верности в любви простых людей.

Вершиной творчества композитора в годы войны стала Вторая симфония. О том, как возник замысел этого произведения, Хрен­ников рассказал в одной из своих бесед со слушателями: «Еще до Великой Отечествен­ной войны я задумал создать Вторую сим­фонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, про­никнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление', рождала новые образы и картины: рассказ о печальном и тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма - вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом - третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней - чет­вертой».

Послевоенные годы - пора могучего расц­вета таланта композитора, достигшего твор­ческой зрелости. Его творчество послевоен­ных лет отмечено жанровым разнообразием. Он интенсивно работает в сфере концертно­-инструментальной музыки, впервые обраща­ется к балету, оперетте, хоровой музыке. «Три поэмы на стихи Некрасова» (1971) для смешанного хора без сопровождения, несом­ненно, относятся к числу творческих удач композитора.

В послевоенные годы Хренников много и плодотворно работает в кино, где он сотруд­ничает с крупнейшими советскими киноре­жиссерами: Ю. Райзманом, Л. Луковым, М. Калатозовым, А. Птушко, Э. Рязановым. Им написана музыка к кинофильмам: «Поезд идет на Восток» (1948), «Донецкие шахтеры» (1950), «Кавалер Золотой Звезды» (1951), «Верные друзья» (1954), «Капитанская дочка» (1958), «Гусарская баллада» (1962), «Руслан и Людмила» (1972); к телевизионным фильмам: «Дуэнья» и «Время выбрало нас» (1978). В этих кинокартинах прозвучали песни, кото­рые вскоре приобрели популярность. Это и «Студенческая» из фильма «Поезд идет на Восток», и «Старинная шахтерская» из «Донецких шахтеров», и серия песен из «Верных друзей»: «Что так сердце растревожено», «Лодочка», «Песенка верных друзей», и куп­леты Мендозы из «Дуэньи», и «Поле Кули­ково» из пятисерийного фильма «Время вы­брало нас». Песни из этих кинофильмов во­шли в нашу жизнь, стали нашими верными друзьями.

В творчестве Хренникова при всем его жан­ровом разнообразии центральное место за­нимает музыкальный театр. За 38 послево­енных лет он сочинил четыре оперы, три ба­лета (в том числе одну оперу и один балет для детей) и две оперетты.

Тема комической оперы «Фрол Скобеев» возникла в творческих беседах Хренникова с Немировичем-Данченко вскоре после премьеры оперы «В бурю». В. И. Немирович- Данченко сочувственно отнесся к идее опе­ры, герой которой был бы наделен типичны­ми чертами русского национального харак­тера, и обратил внимание композитора на «Комедию о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Ордын-Нащекина дочери Аннушке» русского драматурга Д. Аверкиева, как на материал для создания русской комической оперы в народном духе. В пьесе Аверкиева, написанной по мотивам старинной русской повести неизвестного ав­тора, рассказывалось о том, как незнатный, но предприимчивый и смелый дворянин Фрол Скобеев завоевал руку и сердце Аннушки - дочери чванливого и деспотичного боярина Тугай-Редедина. В 1950 г. опера «Фрол Ско­беев» была поставлена на сцене Музыкаль­ного театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и имела большой успех. Музыка оперы отличается мелодиче­ским богатством. Она проникнута духом рус­ской песенности, пленяющей то задушевным лиризмом, то задорным, сочным юмором. Впоследствии композитор снова возвратился к партитуре «Фрола Скобеева» и сделал но­вую, более совершенную редакцию оперы, которая в 1967 г. появилась на сцене под на­званием «Безродный зять».

Опера Хренникова «Мать», написанная на сюжет одноименной повести Горького, при­надлежит к числу лучших советских опер. Тема революционного прошлого России на­шла яркое воплощение в опере. Она была закончена композитором в 1956 г. и с боль­шим успехом поставлена в канун ноябрьских праздников в 1957 г. (40-летию Великого Октября) в Большом театре в Москве, а так­же в оперных театрах Ленинграда и Горького.

В 1973 г. в Московском камерном оперном театре, руководимом крупнейшим советским музыкальным режиссером Б. А. Покровским, была поставлена новая опера Хренникова «Много шума из-за... сердец», которую ком­позитор создал на основе своей музыки к спектаклю Театра имени Е. Вахтангова. В этой опере, наряду с музыкальными номерами, известными по вахтанговскому спектаклю, звучит много новой музыки, столь же яркой и запоминающейся, искрящейся поэзией и мягким юмором.

Хренников не раз говорил о том, что меч­тает написать балет. И снова по инициативе Б. А. Покровского (и при его участии в каче­стве либреттиста) Хренников сочиняет музыку балета «Любовью за любовь». Незадолго до премьеры балета, которая состоялась в 1976 г. на сцене Большого театра Союза ССР, ком­позитор говорил: «Год назад театр предло­жил мне сделать балетный спектакль по мо­тивам комедии Шекспира «Много шума из ничего». Музыкальной основой должна была послужить написанная мной много лет назад музыка к спектаклю Театра имени Вахтангова. Я охотно согласился на это предложение - музыка, в которой было много танцевальных острых ритмов, смогла лечь в основу танце­вально-хореографического представления... В новом балете музыка получила совершенно иное развитие, обрела Новую форму».

«Любовью за любовь» - это практически заново написанное произведение. Музыка балета пленяет тонким лиризмом и лукавым юмором. В ней ярко передан ренессансный дух комедии Шекспира, убедительно выра­жена гуманистическая идея торжества веры в человека, в возвышающую силу любви.

В 1979 г. Хренников снова обращается к жанру балета. Используя тематический мате­риал музыки к спектаклю ЦТСА «Давным-давно» и к кинофильму «Гусарская баллада», он создает новое оригинальное хореографи­ческое произведение, в котором наряду со знакомыми музыкальными темами, получив­шими интересное симфоническое развитие, звучит много новой музыки, пленяющей изя­ществом, остроумием, жизнерадостностью. Балет «Гусарская баллада» с большим успе­хом был поставлен в Большом театре Союза ССР в Москве и в Малом академическом те­атре оперы и балета в Ленинграде.

Интересной и новаторской была работа Хренникова в жанре оперетты. Его спектакли «Сто чертей и одна девушка» и «Белая ночь» значительно раздвигают границы жанра.

Оперетта «Сто чертей и одна девушка» (1963) написана на антирелигиозную тему, еще не затронутую другими композиторами. История о том, как молодая журналистка Варя, отправившись проверять редакционный фельетон, отважно Проникла в самое логово сектантов и с помощью сельской молодежи разоблачила изуверов и их «живого бога» - бывшего нэпмана и кабатчика, матерого пре­ступника Агафона, давала композитору боль­шие возможности для создания лирико-ко­медийного спектакля. Мир алчных стяжателей, пьяниц, преступников, калечащих души лю­дей, охарактеризован остро пародийной, шар­жированной музыкой. Музыкальная характе­ристика положительных героев оперетты - смелой и отважной комсомолки Вари и гор­дой, волевой Степаниды, которая нашла в себе мужество покинуть сектантов и спасла Варю от страшного Агафона, отличаются вы­разительностью, жизненной достоверностью.

«Белая ночь» (1967) - глубоко новаторское произведение, знаменующее новую жанро­вую ветвь в оперетте - музыкальную хрони­ку. Либретто оперетты построено на материа­ле событий революции и последних дней жизни русской монархии. Среди действую­щих лиц Встречаются император Николай II, его жена - императрица, Распутин, глава Временного правительства Керенский, князь Юсупов. Место действия-Невский проспект, Зимний дворец, Петропавловская крепость. В «Белой ночи» органически сплелись в еди­ное целое лирика и гротеск, трагедия и фарс. (Поставленная к 50-летию Великого Октября на сцене Московского театра оперетты «Бе­лая ночь» имела большой успех у зрителей.).

В жизни и творчестве Тихона Николаевича важное место занимают дети, молодежь. И как композитор, и как руководитель Сою­за советских композиторов, он считает осо­бенно важным сегодня заботу о духовном развитии юного поколения. «У композитора и учителя общая цель: помочь формирова­нию богатой, разносторонней личности, для которой интересы общества священны. Пусть наши дети радуются великому искусству, впитывают красоту жизни, пусть растут неутоми­мыми творцами этой жизни и всего прекрас­ного в ней», - говорит Хренников. Для де­тей, юношества Хренников создал немало произведений: музыку к кинофильмам и те­атральным спектаклям, оперу, балет. И балет «Наш двор», и опера «Мальчик-великан» (1969) отмечены поисками нового, современ­ного содержания и яркой, динамичной музы­кально-драматургической формы. В балете «Наш двор» композитор замечательно пере­дает атмосферу детства с его играми и заба­вами, показывает ребячью жизнь, полную огорчений и радостей. Но главное, здесь ра­скрыт духовный мир молодого поколения, мечтающего о подвигах. Музыка Хренникова покоряет задором, жизнерадостностью, весе­лым озорством.

Для Московского детского музыкального театра, возглавляемого Н. И. Сац, в содру­жестве с которой Хренников создал одно из своих первых сочинений - музыку к спектак­лю «Мик», он написал оперу-сказку «Мальчик-великан». Опера повествует о том, как злой и алчный диктатор пытается похитить у народа «чудо-порошок», изобретенный доб­рым ученым, и как простые люди, объеди­нившись, побеждают диктатора. Пение, танец, диалог органично связаны в драматургии оперы. Музыкальные характеристики детей отличаются меткостью, лаконизмом, яркостью. Так, мир жестоких угнетателей характеризу­ется сатирически-гротесковой музыкой. Иные краски использовал композитор для характеристики положительных героев. Здесь зву­чат ясные, напевные мелодии, красочные гармонии.

Последние два десятилетия (60-е и 70-е годы) в творчестве Хренникова отмечены по­вышенным интересом к симфоническому и концертно-инструментальному жанру. В эти годы он сочинил два концерта для скрипки, виолончельный и фортепианный концерты, симфонию.

И Первый концерт для скрипки с оркест­ром, (1959), отличающийся яркой театраль­ностью основных музыкальных образов, и Второй скрипичный концерт (1975), увлекаю­щий светлым жизнерадостным настроением, посвящены их первому исполнителю - заме­чательному советскому скрипачу, лауреату Ленинской премии Леониду Когану.

К числу наиболее выдающихся творческих достижений Хренникова относятся Второй концерт для фортепиано с оркестром (1972) и Третья симфония (1973). По эмоционально-­образному строю эти произведения во мно­гом близки. Общее определяющее настрое­ние и симфонии и концерта – празднично ­приподнятое, жизнеутверждающее.

Второй концерт для фортепиано с оркест­ром отмечен ярко русским национальным ха­рактером, виртуозным блеском фортепианной партии, богатством оркестровых красок. Ана­лизируя музыку концерта, один из музыкаль­ных критиков писал: «Музыка концерта Т. Хренникова говорит о наших днях; мы ощущаем в ней воздух, которым дышим каждодневно, пульс современной жизни. Это чувство нашей действительности выражено образным строем концерта, его интонацион­ным языком. Прежде всего хочется отметить жизнелюбие, насыщающее музыку произве­дения. Воплощенный в нем оптимизм... му­жественно-деятельный. «И жизнь хороша и жить хорошо» - таков идейный лейтмотив цикла».

«Долг советских композиторов - отразить трудовые подвиги народа, раскрыть в худо­жественных образах те существенные изме­нения, которые происходят в жизни страны, показать идейный, нравственный рост советского человека, - говорит Хренников... - Очень важно запечатлеть свежие звуковые приметы нашего удивительного времени, под­метить и передать в звуках то новое, что рождается в жизни нашего народа».

Тихон Николаевич Хренников обладает за­видным даром выражать в своей музыке ок­ружающий мир, передавать пульс нашего времени. Выдающийся дирижер Е. Светланов сказал однажды, что наиболее кратко опре­делить суть натуры Хренникова можно сло­вами: «Всегда в кипении жизни».

Хренникову свойственна театральная кон­кретность творческого мышления. Отсюда особая яркость, броскость, рельефность его музыкальных образов. Музыка композитора покоряет душевным теплом, сердечностью, искренностью, открытостью выражения чув­ства, мелодической щедростью, Хренниковская мелодия отличается какой-то особой на­певностью, необычайной выразительностью, душевной чистотой. Она обладает способ­ностью лететь от сердца к сердцу. И в оперной, и в симфонической, и в инструменталь­ной музыке Хренникова безраздельно царит русская песенная стихия. Именно песня, песенность делают музыку композитора общи­тельной, задушевной, проникновенной.

В статье «Музыка и современность» Т. Н. Хренников писал: «У деятелей советской му­зыки одна общая цель - помогать партии в формировании духовного облика человека социалистической эпохи, строителя коммунизма. Советские музыканты отдадут все си­лы тому, чтобы создать музыкальную куль­туру, искусство, проникнутое коммунистиче­ской идейностью, создать новые произведения, раскрывающие темы и образы советской дей­ствительности, утверждающие советское со­циалистическое мировоззрение». Эти слова, как нельзя лучше, отражают творческий де­виз выдающегося советского композитора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, народного артиста Советского Союза Тихона Николаевича Хренникова.

А. Ю. ЛЮБИЦКИЙ

1983 год