В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ

 

Вольфганг Амадей Моцарт родился в горо­де Зальцбурге, в семье придворного музыкан­та, скрипача, педагога и композитора - Лео­польда Моцарта (1719-1787). Гениальные му­зыкальные способности мальчика проявились чрезвычайно рано. Известно, например, что уже в 3 года Моцарт пытается подбирать на клавесине мелодии и аккорды, а в 5 лет соз­дает свои первые сочинения - маленькие пьес­ки танцевального характера. В 7 лет под ру­ководством отца, который был его первым педагогом. Моцарт достиг таких успехов, что вызывал восторг окружающих как чудо-ребе­нок,

Леопольд Моцарт предпринимает концерт­ную поездку по городам Европы, чтобы пока­зать удивительные способности сына за пре­делами родного Зальцбурга. Вместе со старшей, 11-летней сестрой Марией-Анной (1751-1829), отличной клавесинисткой, юный Моцарт дает ежедневные концерты в Мюнхене и Вене, вы­зывая удивление, горячее участие к своему таланту. Хотя некоторые вельможи, прослу­шав игру Моцарта, его собственные сочинения, пытались отнестись к редкой одаренности ребенка как к трюкачеству, заставляя Мо­царта играть на клавишах, покрытых материей, проигрывать с листа сложнейшие музыкальные сочинения других авторов, без предваритель­ного ознакомления, угадывать на слух высо­ту звучания колоколов, хрустальных бокалов.

Большой успех первой концертной поездки Моцартов заставил отца предпринять второе концертное турне по городам Западной Евро­пы. Оно продолжалось более трех лет. Вольф­гангу Моцарту было 7 лет, когда он отпра­вился во второе путешествие. И снова ода­ренность мальчика, его гениальные музыкаль­ные способности вызывали волну восторга и поклонения. В те годы его называли музы­кальным чудом XVIII века.

Путешествие, почти ежедневное концертиро­вание, постоянное сочинение новой музы­ки, общение со знаменитыми музыкантами разных стран, проигрывание и слушание про­изведений великих мастеров того времени и предшественников сильно обогатили и само­го Моцарта. В 10 лет это был полный досто­инства и серьезности музыкант, для ко­торого труд, ежедневная работа были есте­ственны и необходимы. Он не мыслил себе жизни вне музыки и без музыки. «Сочинять,- говорил Моцарт,- вот моя единственная ра­дость, моя единственная страсть». Его разви­тие было бурным и ярким. В 3 года он соз­дает свои первые импровизации, в 4 пишет концерт для клавесина, в 6 создает симфонию, в 7 лет его сонаты для скрипки и клавира издаются в Париже, в 15 лет Мо­царт- автор множества произведений в раз­личных жанрах, в том числе четырех опер. Он сочинял естественно и просто, как жил и дышал, превращая в музыку все, к чему он прикасался. Когда он брался за перо, произведение уже звучало в нем целиком. Казалось, что Моцарт сочиняет даже во сне и музыка его - по определению композитора А. Г. Рубинштейна - излучала вечный солнеч­ный свет,

Если ранний период жизни и творчества Моцарта был благополучным, имя его и му­зыка были известны не только в Австрии, но и в других странах: Франции, Англии, Ита­лии, где он был избран в 1770 году в члены Болонской филармонической академии, то по мере возмужания композитор все чаще и ча­ще сталкивался с трудностями артистической судьбы, с непониманием окружающими его за­просов и желаний.

Официально он и его отец числились на службе у зальцбургского архиепископа. В то время музыкант обязан был состоять на службе у знатного вельможи, играя в его капелле, сочиняя для него и по его заказу музыку. Такой обычай был широко распрост­ранен. Придворным музыкантом был предше­ственник Моцарта, знаменитый композитор Йозеф Гайдн. Отец Моцарта также состоял на придворной службе у зальцбургского князя- архиепископа с 1743 года, на службу в капел­лу князя был принят в 1769 году и Вольф­ганг. Но жизнь в маленьком городке, после того как во время своих гастролей Моцарт познал счастье общения с великими музыкан­тами Европы, казалась ему скучной и однообразной. Юноша мечтает о большом музы­кальном городе, где бы он смог осуществить свои грандиозные планы. Леопольд Моцарт также понимает, что его сыну трудно будет провести жизнь в Зальцбурге. Вместе с Вольфгангом он предпринимает поездку в Вену, что­бы пристроить его на службу к одному из вельмож. Однако все усилия оказались напрасными, Недавно восхищавшаяся искусством чудо-ребенка публика осталась холодна к судьбе Моцарта-юноши.

Возвращение в Зальцбург не обескуражило композитора. Он со всей страстью и юношеским пылом отдается творчеству. В короткое время Моцарт создает немало прекрасных про­изведений, полных радости, света, жизне­утверждающей силы, в том числе и комиче­скую оперу «Мнимая садовница», постановка которой принесла ему много счастливых мгновений. «После каждой арии,- писал Моцарт матери в Зальцбург,- раздавались гром ру­коплесканий и крики: «Вива, маэстро!» Премь­ера «Мнимой садовницы» состоялась 13 янва­ря 1775 года в Мюнхене. По возвраще­нии в Зальцбург Моцарт все более тяготится обязанностями придворного музыканта, его мучит духовное одиночество, он прилагает все силы, чтобы вырваться из плена архиепископ­ской капеллы, порвать путы, соединяющие его с ограниченным мирком провинциального городка.

«Людям нужны,- пишет он в Болонью сво­ему учителю падре Мартини,- взаимная под­держка и обмен мыслями. Только так могут развиваться науки и искусства... Я живу в стране, где музыке не посчастливилось».

И вот еще одна попытка вырваться из Зальцбурга. Моцарт в сопровождении матери отправляется в новое путешествие, конечной целью которого был Париж. Однако и эта поездка, принесшая Моцарту немало горест­ных испытаний, не увенчалась успехом. Он снова вернулся в Зальцбург, в ненавистную капеллу архиепископа, расстаться с которой ему удалось лишь в 1781 году.

К этому времени Моцарту минуло 25 лет. Он в расцвете сил. В его списке сочинений более 300 названий. Он обращается почти ко всем музыкальным жанрам, создавая в них образцы классических вершин, неповторимые шедевры мировой музыкальной культуры.

Разрыв с Зальцбургом означал для Моцарта начало новой жизни, но и таил в себе нема­ло опасных для композитора перемен. Теперь он был лишен материальной поддержки, опеки отца и вынужден был сам, своим трудом, му­зыкой, зарабатывать на жизнь. Исследователи творчества Моцарта считают его первым из композиторов, который встал на этот трудный, артистический, независимый путь. Расставаясь с зальцбургской службой, Моцарт писал отцу: «...хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в графе». А двум вельможам, позволившим пошутить в присутст­вии Моцарта по его адресу, он резко ответил: «Мне легче получить все ордена, которые вы в состоянии добыть, чем вам сделаться та­ким, как я, даже если бы вы дважды умерли и воскресли».

Последним музыкальным крупным сочине­нием Моцарта, как бы соединившим два пери­ода его жизни - зальцбургский и последующий венский,- стала большая опера «Идоменей» на сюжет древнегреческой легенды о царе Крита Идоменее, который, возвращаясь с Тро­янской войны, пережил сильнейшую морскую бурю и, чтобы умилостивить морского бога Посейдона, обещал принести ему в жертву первого встретившегося ему на суше челове­ка. Этим первым встретившим Идоменея чело­веком стал его сын Идамент. После сложных приключений Идамент остается жить, но гиб­нет безнадежно влюбленная в него девушка Электра.

Моцарт много и увлеченно работает над оперой, которая также создавалась для Мюн­хена, где 29 января 1781 года и состоялась ее премьера, принесшая композитору заслужен­ную славу и успех.

Венский период жизни и творчества Моцарта продолжался всего 10 с небольшим лет. Но это были годы вдохновенного, свободного труда, годы обобщения достигнутого раньше и взлет к новым величайшим достижениям композиторской мысли. Произведения этого периода отличаются редкой цельностью и стройностью, красотой, углубленной содержа­тельностью. Они как бы венчают собой все достигнутое композитором прежде и откры­вают совершенно новые горизонты его бессмертной музыки, протянувшей живительные побеги из XVIII в XX век.

Он создал 15 опер, но три последние: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» - стали вершиной оперного творче­ства классического периода. Свои три по­следние симфонии - 39, 40 и 41 -Моцарт соз­дает именно в венский период и неожиданно быстро, в течение трех месяцев 1788 года. Это тоже образцы совершенного симфонического письма, шедевры, принадлежащие всему че­ловечеству, а не только австрийской нацио­нальной школе. Завершающий вокально-хоро­вое и ораториальное творчество Моцарта «Реквием», написанный композитором в год смерти, является непревзойденным идеалом полифонической музыки, отличающимся красо­той музыки, искренностью, глубиной душевных переживаний, совершенством формы и со­держания.

Все, что создавалось Моцартом, начиная с 1781 года, отмечено печатью самобытности и высочайшего мастерства. «Лучшим компо­зитором считаю Моцарта»,- говорил Йозеф Гайдн, переживший своего младшего коллегу почти на 20 лет. Бетховен хотел быть в чи­сле учеников Моцарта и специально для это­го приехал в Вену в апреле 1787 года. Он с успехом играл Моцарту, и тот согласился быть его учителем, но непредвиденные обсто­ятельства помешали осуществлению этого плана. Однако на всю жизнь Бетховен сохра­нил к Моцарту глубокое и восторженное чув­ство. «Я всегда был, - писал впоследствии он, - одним из самых ревностных почитателей Моцарта и остаюсь им до последнего вздоха».

Начало венского периода в жизни Моцарта ознаменовалось и переменами в его личной жизни. В августе 1782 года он женился на Констанции Вебер. Вместе с заботами о твор­честве, постановках и исполнении создавае­мых им произведений на Моцарта обрушились весьма ощутимые тяготы забот о семье, а позже и детях, которых у Моцарта было ше­стеро, но пережить отца удалось только дво­им сыновьям - Карлу и Вольфгангу.

И тем не менее Моцарт был счастлив от­крывающимся перспективам самостоятельной работы не по указке графа или князя, не по долгу придворной музыкантской службы, а по велению своего духа, сердца, музыкаль­ного гения. Он мыслит широко и смело. На­пример, для своей новой оперы он берет сю­жет нашумевшей во Франции комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» француз­ского драматурга О. Бомарше (1732-1799). Комедия Бомарше отразила предреволюцион­ные чаяния французского народа. Пьеса, в которой слуга оказывается намного дально­виднее и умнее графа, могла появиться только накануне французской буржуазной революции.

И вот 1 мая 1786 года премьера состоялась. Музыка Моцарта покорила слушателей своим совершенством и художественной высотой. Красота арий, богатство красок оркестра, яркие характерные типы персонажей с их раз­нообразнейшим миром подлинных чувств и страстей вызвали бурю восторга не только публики, но и самих исполнителей оперы. «Никогда еще не было триумфа более пре­красного, чем триумф Моцарта и его «Свадьбы Фигаро», - писал один из участников премь­еры.

Особый восторг «Свадьба Фигаро» вызвала в демократических кругах. Песенки и арии оперы тут же подхватывались и исполнялись на улицах, в кабачках. После премьеры в Праге, популярность музыки достигает тако­го размаха, что даже сам композитор вынуж­ден признать это, не без юмора сообщая в письме: «Здесь (в Праге) ни о чем кроме «Фигаро», не говорят, ничего, кроме «Фигаро», не играют, не трубят, не поют и не насви­стывают. Ни на что, кроме «Фигаро» не ходят. Вечно один лишь «Фигаро».

Успех оперы воодушевил Моцарта, и в сле­дующем году он пишет также на либретто Лоренцо да Понте оперу «Дон Жуан». И сно­ва красота музыки, правдивость и жизнен­ность героев, музыкальная достоверность сце­нических ситуаций, классическая завершен­ность арий, ансамблей приносят опере огром­ный успех и признание. Премьера «Дон Жуа­на» состоялась в Праге 29 октября 1787 года, и вот почти уже 200 лет она не сходит со сцены, являясь наиболее любимым произведе­нием Моцарта, которому отдают дань все но­вые и новые поколения исполнителей и слуша­телей.

Однако успех творческий не принес Моцарту успеха материального. Он испытывает неверо­ятные трудности и постоянную нужду. Эти тя­готы обременяли композитора. Он искренне страдал от своего бедственного положения, хотя трудился день и ночь, проводя за рабо­той, за сочинением, перепиской, оркестров­кой все свободное время. Нередко Моцарт, испытывая горечь своего положения, обращал­ся с письмами к разным сановным лицам с просьбой помочь ему и его семье, но просьбы эти часто оставались без ответа. Напряжен­ная работа, необеспеченная жизнь, лишения подорвали его здоровье. Он начинает часто бо­леть его одолевают грустные мысли о близ­кой кончине. За три года до смерти он со­здает свои последние симфонии, в музыке ко­торых отражена та титаническая борьба, по­рывы надежды и света, отчаянья и грусти, торжество разума и воли, которыми была пол­на жизнь композитора в последние годы.

Если первая из этих симфоний увлекает нас в романтический мир заманчивых иллю­зий, героических видений и торжествующих жизненных образов, то Симфония № 40 - самая известная и постоянно звучащая и в наше время - рисует иные картины. Она вся наполнена печалью. Но композитор преодоле­вает это настроение в следующей мажорной симфонии, получившей название «Юпитер». Это протест композитора против козней судьбы, он обретает чувство достоинства и ясной мысли, великого мужества и воли.

Наступил 1791 год. В январе Моцарту ис­полнилось 35 лет. К этому времени более шестисот произведений вышло из-под его пе­ра. Его музыка заняла достойное место в историческом процессе становления национальной венской классической школы. В общест­венной жизни европейских государств насту­пили переломные моменты, вызванные соци­альными бурями. Музыка XVIII века вместе с отжившими формами правления уходила в прошлое. На пороге стоял многотрудный, противоречивый XIX век со своим новым отно­шением к искусству, к проблемам социаль­ного переустройства. И музыка Моцарта как бы предвосхищала появление новых веяний в творчестве, новых ярких направлений в искус­стве. «Моцарт - самый смелый новатор искус­ства из всех, когда-либо живших», - будет сказано на одном из Зальцбургских фестива­лей, посвященных Моцарту, сто лет спустя после его кончины.

В последний год своей жизни, часто болея, недомогая, Моцарт тем не менее много и ус­пешно работает. Он создает двухактную оперу «Милосердие Тита», а вслед за ней свою пос­леднюю оперу «Волшебная флейта», подыто­жив ею все достигнутое им в жанре оперы.

30 сентября 1791 года состоялась премьера «Волшебной флейты», и вскоре она стала од­ним из самых любимых венской публикой спектаклей Моцарта. Сам композитор нередко бывал в театре и искренне радовался успеху своего детища. Фантастические персонажи оперы: Царица ночи, ее дочь Памина, египет­ский принц Тамино, грозный верховный жрец храма Изиды - Зарастро, веселый и жизнелю­бивый птицелов Папагено, завораживающие звуки, способные принести удачу,- подарен­ной Царицей ночи Тамино волшебной флейты и удивительный звон волшебного колокольчи­ка Папагено. Все это в сложном переплетении судеб героев, торжества света, правды и спра­ведливости над злобой и мраком и составляет основу сюжета оперы.

Моцарт самозабвенно работал над музыкой «Волшебной флейты», наполнив ее светлыми, радостными образами, праздничным звучани­ем.

Увертюру к этой опере П. И. Чайковский назвал одним из «никогда неувядаемых чу­дес искусства», а Бетховен считал «Волшеб­ную флейту» самым великим произведением Моцарта.

В разгар работы над оперой, в июле 1791 года, Моцарта посетил таинственный человек, принесший композитору анонимное письмо, в котором вместе с комплиментами в адрес ком­позитора содержался вопрос: может ли Мо­царт, и за какую цену, написать для одного господина поминальную мессу и к какому сроку он ее сможет закончить?

Посоветовавшись с женой, Моцарт принял это предложение. Так началась его работа над знаменитым «Реквиемом». Работа эта ли­шила последних сил больного композитора. Как-то, гуляя с женой в одном из венских парков, Моцарт сказал Констанции, что пи­шет «Реквием» для себя. Образ незнакомца его преследовал неотступно. В одном из писем того времени Моцарт сообщает: «...у меня шу­мит в голове, я говорю с трудом и не могу убрать со своих глаз образ неизвестного. Я вижу его постоянно, он меня умоляет, торо­пит, нетерпеливо просит ...и я продолжаю... так как писать музыку мне легче, чем без­действовать ... мне нечего бояться. Я чувст­вую по всему, что скоро пробьет мой час... Я кончил раньше, чем смог воспользоваться своим талантом. Жизнь была так прекрасна. Карьера началась под столь удачный звон, но нельзя изменить собственной судьбы».

«Реквием» Моцарта стал действительно по­следним произведением композитора, в музы­ке которого отразились его переживания: боль и страдание, отчаяние и надежда. И в этом своем последнем сочинении он остается великим художником реалистом и гуманистом, отдавшим каждый час своей недолгой жизни своему искусству, гигантскому труду во имя торжества радости и красоты на земле.

Музыка Моцарта обладает волшебным да­ром роднить и примирять, внушать любовь и радость, счастливое и оптимистичное восприя­тие жизни. Она давно перешагнула границы Австрии и стала общечеловеческим достоянием. Ее звуки вот уже более двухсот лет чаруют сердца и несут людям подлинную красоту эс­тетической и нравственной радости.

В СССР Моцарт один из самых почитаемых композиторов, творчество которого является неотъемлемой частью нашего советского, коммунистического, эстетического воспитания. Симфонии, оперы, концерты Моцарта постоян­но исполняются в лучших концертных залах и театрах Советского Союза. Его произведения учебного репертуара входят во все программы музыкально-эстетического цикла как специаль­ных детских музыкальных, так и общеобразо­вательных школ.

Советские дети любят, понимают и отдают должное великой музыке Моцарта. Его образ, запечатленный во многих книгах для детей и юношества, хорошо знаком советским школь­никам. Его прекрасная и самоотверженная жизнь становится примером для многих ода­ренных ребят, посвятивших себя музыкально­му искусству.

В 1841 году, спустя 50 лет со дня смерти композитора, в Зальцбурге, у него на родине, было организовано Музыкальное общество и Моцертеум. Композитор, которого никто не проводил в последний путь из-за плохой по­годы и которого «благодарная Вена» позво­лила зарыть в общей могиле и до сих пор не знает, где же точно похоронен ее музыкальный кумир, протянул руки через столетия, что­бы соединить всех любящих настоящую музы­ку в единую семью.

Моцартовские празднества - с 1880 года ста­новятся традиционными. В настоящее время в Зальцбурге проводятся конкурсы и фести­вали, посвященные творчеству Моцарта. И все, к чему когда-либо прикасался компози­тор, все его рукописи, письма, вещи из дома в Вене, где он окончил свои дни, все это со­брано в Зальцбурге и является гордостью и на­циональной святыней австрийцев, а вместе с ними и всех любителей музыки Моцарта дру­гих стран.

Г. Г. СОБОЛЕВА

1981 год