В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ

Солнцу и ветру навстречу,

На битву и радостный труд,

Расправив упрямые плечи,

Вперед комсомольцы идут!

Комсомольцыбеспокойные сердца.

Комсомольцы все доводят до конца.

Друзья, вперед.

Нас жизнь зовет,

Наша Родина кругом цветет.

Прекрасна судьба этой песни. Созданная в 1948 г. к 30-летию ВЛКСМ песня «Комсо­мольцы — беспокойные сердца» сразу же после выхода в эфир была подхвачена всей страной. Любовь к Родине, мечта о подвиге, готовность выполнить любое задание партии прозвучали в ней как-то по особому вдохновенно, искренне и убеж­денно. И именно эта песня принесла всена­родную известность ее автору - композитору Ар­кадию Ильичу Островскому.

Творческое наследие заслуженного деятеля ис­кусств РСФСР композитора А. И. Островского разнообразно. Это - музыка к кинофильмам («Де­вушка с гитарой», «Айна»), драматическим спек­таклям («Солдат и Ева», «Свиные хвостики», «Если в сердце весна»), вокально-оркестровые сочинения, музыка к радиопостановкам и теле­передачам, фантазии, пьесы для эстрадного ор­кестра и песни. Но прежде всего - песни. Это сотни песен, в которых отразился богатый и сложный внутренний мир художника большого таланта и пытливого ума, жившего интересами страны, судьбами миллионов людей, мыслями и чувствами каждого человека. «В песне, как в зер­кале, в художественной форме отражается ис­тория нашей страны»,- говорил Островский. В своем творчестве он постоянно стремился откликнуться на самые важные, значительные со­бытия, которые происходили в стране. Им созда­ны песни о борьбе за мир и дружбе моло­дежи разных стран, о революции и героиче­ской юности отцов, о покорении космоса и романтике труда, о любви молодых людей, об увлекательном мире детства.

Диапазон песен Островского очень широк: от проникновенно-лирических до шуточных, от глубоко драматических до призывно-гимнических, маршевых. Им свойственна какая-то особая при­поднятость, жизнерадостность, оптимизм.

«Он умел радоваться, умел удивляться жизни как чуду, остро реагировал на все, что встре­чалось на его пути... В нем самом было что- то лучшее от юности, от мальчишества... Если бы он жил еще много-много лет, все равно он никогда бы не был старым. Недаром так любили его и малыши, и пионеры, и комсо­мольцы - все наше юное поколение, с которым его связывала верная дружба»,- вспоминает А. Пахмутова.

Со своими юными друзьями из многих го­родов нашей страны Аркадий Ильич вел обшир­ную переписку. Октябрята, пионеры, комсомоль­цы писали ему о самом сокровенном, советова­лись. Он часто выступал перед ними с концер­тами. И конечно, ребята восторженно встречали каждую новую песню, которую композитор посвя­щал им. А песни для детей и юношества в творчестве Островского занимают такое же важ­ное место, как и песни для взрослых. И вклад композитора в создание музыки для детей труд­но переоценить. Октябрята, пионеры, комсомоль­цы - ребята всех возрастов и сейчас узнают себя в чудесных песнях композитора. На «воо­ружении» самых маленьких находятся песни Ост­ровского - «Начинаем передачу для ребят», «Угадай-ка», «Спят усталые игрушки», «Галоши», «До, ре, ми, фа, соль...», «Пусть всегда будет солнце», «Новогодняя хороводная», «Кролик», «Про носы». Пионеры гордятся, что им Аркадий Ильич посвя­тил песни «Дружба», «Пионер», «Мальчишки и девчонки», «Школьная полька», «Песенка юных читателей», «Мальчишки», «Нам открыты все пути», «Марш советских пионеров». А лучшие молодеж­ные и комсомольские песни Островского - «Ком­сомольцы - беспокойные сердца», «Так нам сердце велело», «Далекий гарнизон», «Лесорубы» вошли в музыкальную летопись героической истории советской молодежи послевоенных лет.

Островский обладал редким и счастливым даром создавать высокохудожественные песни, которые в течение нескольких дней завоевы­вали всенародную популярность, а затем проч­но входили в жизнь миллионов людей, стано­вились их близкими и добрыми друзьями.

Музыка Островского покоряет мелодической щедростью. Мелодии его песен очень вырази­тельны, пластичны, рельефны; они быстро и легко запоминаются.

Ранний Островский испытал сильное влияние могучего таланта И. Дунаевского. Оба компо­зитора прошли отличную школу в джаз-оркест­ре Л. Утесова: Дунаевский в качестве компо­зитора - автора концертных программ, Остров­ский как аранжировщик и исполнитель. Песен­ный дар «подлинного» Дунаевского и «подлин­ного» Островского раскрылся довольно поздно, но зато сразу и необычайно ярко. Островский, как и Дунаевский, стремился воспевать радост­ную счастливую жизнь советских людей, и осо­бенно советской молодежи. Он пользовался опре­деленным кругом излюбленных музыкальных жан­ров. Многие его песни 40-50-х гг. - «Комсо­мольцы - беспокойные сердца», «Зори москов­ские», «Так нам сердце велело», - написанные в форме четко ритмованного марша и привле­кающие жизнерадостностью, энергией, задором, близки атмосфере молодежных маршей Дунаев­ского довоенного периода: «Марша веселых ребят», «Спой нам, ветер», «Спортивного» марша».

В 60-е гг. Островский создает свои лучшие песни: это пора расцвета таланта композитора, достигшего творческой зрелости.

Аркадий Ильич Островский родился 25 февра­ля 1914 г. в Сызрани в семье музыкального мастера-настройщика. В доме Островских постоян­но звучала музыка, которую маленький маль­чик мог слушать часами. Аркадий любил под­бирать на рояле мелодии популярных романсов, песен и танцев, импровизировать. В семь лет начались систематические занятия с педагогом по фортепиано. С 1927 г. семья Островских живет в Ленинграде. Аркадий посещает оперные спектакли и симфонические концерты, занимает­ся частным образом по фортепиано и одновре­менно становится учащимся кузнечного отделения фабрично-заводского училища при заводе «Элект­росила». В 1930 г. поступает в Первый музы­кальный техникум в класс талантливого пианис­та, теоретика и композитора И. М. Белоземцева. Одновременно с занятиями в техникуме он работает в кинотеатре в качестве пианиста- иллюстратора, проявляя незаурядный дар импро­визатора. Освоив аккордеон, Островский выступает в эстрадных оркестрах и концертных бригадах, пишет небольшие эстрадные пьесы, аранжирует для инструментальных ансамблей произведения других композиторов. Много ездит по стране.

В мае 1940 г. Островского приглашают на ра­боту в джаз-оркестр Л. Утесова в качестве ак­кордеониста, второго пианиста и оркестровщика. Работа в оркестре принесла молодому музыкан­ту несомненную пользу. Здесь он прошел на­стоящую профессиональную исполнительскую школу, в совершенстве овладел сложным и ин­тересным искусством аранжировщика. За семь лет работы в оркестре Островский написал много инструментальных миниатюр и фантазий на темы русских народных песен, песен советских компо­зиторов, популярных мелодий из классических оперетт. Особенно удалась ему джаз-фантазия «Салют», посвященная Советской Армии.

В годы Великой Отечественной войны Ост­ровский в составе оркестра и небольших кон­цертных бригад выступает в военно-шефских концертах на фронте и в тылу.

Леонид Осипович Утесов поддерживал творче­ские поиски молодого музыканта, его стремление создавать оригинальные музыкальные произведе­ния. Именно в исполнении Утесова прозвучала первая песня Островского «Я демобилизованный» (1945 г.). А вскоре Островский сочинил на стихи С. Михалкова песню «Сторонка родная», получив­шую широкую известность. В этой песне нашла яркое воплощение близкая каждому советскому человеку тема фронтовых дорог, разлуки и тоски по родному краю.

Желание целиком посвятить себя компози­торскому творчеству предопределило решение Островского уйти из оркестра. С 1947 г. начинается новый этап в жизни композитора - пе­риод самостоятельной творческой деятельности, которая продолжалась вплоть до его смерти (А. И. Островский умер в 1967 г.). Эти годы бы­ли заполнены напряженной композиторской ра­ботой и общественной деятельностью в Союзе композиторов СССР, концертными выступлениями в разных городах нашей страны и за рубежом, участием во всесоюзных и международных кон­курсах и фестивалях.

Творческая дружба Островского с детьми началась со встречи в 1947 г. с Ансамблем песни и пляски Московского городского Дома пионеров, возглавляемого талантливым музыкан­том В. С Локтевым. Первым произведением, которое Аркадий Ильич написал для локтевцев, была веселая, жизнерадостная «Школьная полька» (стихи Л. Ошанина), в исполнении которой принял участие весь ансамбль: хор, оркестр и танцевальная группа. Впоследствии ансамбль Локтева неоднократно исполнял «Школьную польку» на торжественных концертах в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов.

Островский постоянно сотрудничал с детскими молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В радиопостановке «Мальчишки и девчонки» (И. Дик, 1956 г.), про­звучала песня о дружбе, завоевавшая огромную популярность среди ребят. В этой песне, искря­щейся весельем, радостью, есть и проникновен­ный лиризм.

Ко многим радио- и телепередачам Остров­ский сочинил песни, которые стали музыкаль­ными заставками. Это и «Угадай-ка» к одноимен­ной радиопередаче (С. Богомазов, 1961 г.), и «Начинаем передачи для ребят» (3. Петрова) и «Спят усталые игрушки» (3. Петрова) из самой популярной телепередачи «Спокойной ночи, малы­ши». Музыкальными позывными юных книголюбов стала «Песенка юных читателей», написанная Островским на стихи С. Михалкова. Особенно часто эта песня звучит ранней весной, когда празднуются «Книжкины именины».

Знаток детской психологии, Аркадий Ильич создавал для детей разнообразные по содержа­нию песни, чаще всего сюжетные, игровые.

Лучшие песни для малышей Островский написал в содружестве с поэтессой Зоей Петровой. Все они вошли в сборник «Веселые песенки» для детей младшего возраста. Из этого сборника особой популярностью у ребят пользуются две пе­сенки: «Галоши» (1956 г.) и «До, ре, ми, фа, соль...» (1961 г.). «Галоши» - веселая история-шутка о том, как добрый мальчик Леша, пожалевший кошку, которая в любую погоду ходит босиком, отдал ей одну «настоящую, красивую, блестя­щую» галошу и никак не может понять, за что его ругает мама. Задорная, энергичная мелодия, идущая на фоне маршевого сопровождения, придает музыке радостный характер. После выхода в эфир этой песни дети работников московского завода «Красный богатырь», выпус­кающего резиновые изделия, подарили Аркадию Ильичу крошечные резиновые галоши, которые и сейчас хранятся в семье композитора. У песни «До, ре, ми, фа, соль...» из телепередач «Урок пения» интересная предыстория. Однажды Арка­дий Ильич рассказал создателям детских телеви­зионных передач о том, как во время одного концерта ребята не смогли назвать звуки гаммы, когда он их попросил об этом. Тогда было решено в музыкально-педагогических целях осуществить постановку кукольного спектакля «Урок пения» при участии артистов театра кукол Образцова, в котором Кот был учителем пения, а Тяпа, Кролик и Буратино - учениками. К этой постановке Аркадий Ильич написал песню, в которой вверх и вниз последовательно идут все семь ступеней мажорной гаммы.

Юный задор, стремление к преодолению любых препятствий, непоколебимая уверенность в зав­трашнем дне замечательно выражены во многих песнях Островского, посвященных пионерам: «Чудесно живется», «Пионерская праздничная» (Г. Рублев, 1952 г.), «Песенка о школьном звонке» (3. Петрова, 1960 г.), «Нам открыты все пути» (Г. Рублев, 1961 г.), «Пионеры идут» (И. Шаферан, 1960 г.), «Ленинские внуки» (Л. Ошанин, 1962 г.), «Дружба» (С. Гребенни­ков, Н. Добронравов, 1964 г.).

Однажды в день рождения В. И. Ленина, 22 апреля, Островского как почетного гостя пригласили на Красную площадь, где он стал свидетелем приема октябрят в пионеры у Мавзо­лея Ленина. Особенно взволновала Аркадия Иль­ича клятва и парад юных пионеров. Через некото­рое время композитор сочинил песни, в которых отразились его впечатления от встреч с пионера­ми на Красной площади. Это «Марш советских пионеров» (1961 г.) и «Пионер» (1962 г.), создан­ные на стихи Л. Ошанина. В песне «Пионер» Островский сумел передать весеннюю звонкость ребячьих голосов. Радость, упоение жизнью ощущается и в напевной мелодии запева, и в фан­фарных возгласах припева: «Пионер, ты ровесник весны. Пионер, ты надежда страны».

Есть у Островского прекрасные песни о юности, о том, как, взрослея, юноши и девушки не те­ряют романтической увлеченности. Это написанная для Ансамбля трудовых резервов, светлая, лирическая «Дайте трудное дело - (Л. Ошанин, 1951 г.), суровая, мужественная, романтическая песня «Мальчишки» (И. Шаферан, 1962 г.) и бодрая, энергичная «На то нам юность дана» (О. Фадеева, 1960 г.).

Осенью 1947 г. ЦК ВЛКСМ и Союз компози­торов СССР объявили открытый конкурс на луч­шую комсомольскую песню, посвященную 30-летию комсомола. После некоторых раздумий Островский решил принять участие в конкурсе. Он начал сочинять песню, еще не имея поэтиче­ского текста. Когда музыка была написана, Аркадий Ильич попросил написать стихи Льва Ивановича Ошанина.

На первом же показе песни в ЦК ВЛКСМ она получила единодушное одобрение - весь зал подпевал со второго куплета припев: «Комсо­мольцы - беспокойные сердца! Комсомольцы все доводят до конца!» Песня была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Первым ее ис­полнителем был Ансамбль Московского городско­го Дворца пионеров под управлением В. Локтева.

Спустя десять лет Островский и Ошанин снова обратились к Комсомольской теме и написали песню «Так нам сердце велело». Она получила премию ЦК ВЛКСМ на конкурсе на лучшую песню к 40-летию комсомола. В этой песне привлекает прежде всего ее задорный, радостный характер. Очень выразителен четкий, маршевый ритм, подчеркивающий волю, решимость комсо­мольцев довести дело отцов до конца, до победы.

В 50-е гг. Островский принимал участие во многих всемирных фестивалях молодежи и студен­тов, где его песни были отмечены премиями и медалями.

Песня «Зори московские», отмеченная второй премией и серебряной медалью на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957 г.) принадлежит к числу лучших фестивальных песен. В ней воспевается столица Советской страны - город дружбы, где встречается молодежь из раз­ных стран. В яркой, броской мелодии, в бодром ритме марша Островский передал оптимизм, жиз­нерадостность советской молодежи, ее горячую любовь к родной Москве.

Под впечатлением поездки на Алтай осенью 1961 г. была написана песня «Лесорубы» (М. Танич). Островскому особенно запомнилась встреча с рабочими Тягунского леспромхоза. Мужествен­ные люди, несмотря на тяжелый труд и неустроен­ный быт, покорили композитора своей одержи­мостью и чувством юмора. В «Лесорубах» слышны интонации и ритмы трудовых песен с их удалью, размахом и силой, задором и энергией.

В лирическом песенном цикле «Песни нашего двора» рассказана история любви юноши и девуш­ки, развивающаяся в сегодняшней реальной жизни. Место действия - двор, где звучит одна и та же пластинка, где пенсионеры играют в домино. За­рождение чувства, признание в любви, взаимная любовь, разлука, грусть воспоминаний - так разви­вается сюжетная линия цикла. Каждая из пяти песен раскрывает определенный лирический момент. Цикл создавался для мужского и женского голосов.

«Песня любви» (Л. Ошанин, 1965 г.) по жанру - песня-монолог. Музыка полна романтического па­фоса, а порой и напряженного драматизма. Эта песня о любви могучей, преодолевающей на своем пути все препятствия.

В 1966 г. Островский сочинил песню «Атомный век». Спустя год песня получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе советской песни. «Атом­ный век» - это философское размышление о любви, о людях, сохраняющих способность любить.

О песне, как о верном друге, композиторами и поэтами создано много прекрасных песен. К их числу относится и одна из лучших песен А. Остров­ского - «Песня остается с человеком», созданная им в содружестве с поэтом С. Островым в 1964 г. Не случайно она стала музыкальной эмблемой телевизионного конкурса советской песни.

Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой!

«…Красная гвоздика в петлице. Красная гвоздика в руке. Красная гвоздика на могиле героя… Крас­ные гвоздики – подарок французских коммуни­стов делегатам XXIII съезда КПСС. И красная гвоздика как дар возлюбленной… Вот почему нам захотелось написать песню о красной гвоздике», - вспоминал Л. Ошанин.

«Красная гвоздика» (1965 г.) – песня-мани­фест, раскрывающая героическое прошлое России глазами современного человека. В припеве, звуча­щем величаво, торжественно и в то же время про­никновенно, душевно, воспроизводятся характер­ные интонации старой рабочей массовой револю­ционной песни.

Песня «Голос земли» была создана в 1965 г. После поездки Островского в Англию, Францию, Италию, Швецию, где композитор стал свидетелем мощного размаха движения сторонников мира. Вскоре «Голос земли» стал победителем на кон­курсе, проведенном Советским комитетом защиты мира в честь Всемирного конгресса в Хельсинки. Эта песня – призыв к человечеству сохранить мир на Земле.

Песня «Время» (Л. Ошанин) создавалась Ост­ровским в 1967 г. К 50-летию Великого Октяб­ря. Это «лебединая1 песня» композитора. Опубли­кованная посмертно, она получила третью премию на Втором Международном фестивале молодежной песни в Сочи. «Время» - песня-размышление об ответственности людей перед историей, перед теми, кто будет жить в XXI веке.

«Однажды мальчик прибежал к маме и спросил:

- Что такое всегда?

- Ну, как тебе объяснить? - ответила она. – Всегда – это вечно. Понимаешь, вечно – значит и сегодня, и завтра, и через месяц, через год, через сто, двести лет и через тысячу. Вот как небо – оно всегда. Или солнце. Оно тоже всегда. Только вот люди не всегда…

- А-а... – сказал мальчик… Он взглянул вверх и увидел синее небо и плывущие по нему белые обла­ка. Тогда мальчик крикнул:

- Пусть всегда будет небо!

Он хотел посмотреть на солнце, но не смог. Солн­це ослепило его.

Малыш зажмурился и сказал:

- Пусть всегда будет солнце!

А потом он задумался. Почему солнце всегда, небо всегда, а мама нет?

- Пусть и мама будет всегда! - решит мальчик.- И я всегда!

Так появились эти добрые слова».

В 1928 г. о мальчике рассказал журнал «Родной язык и литература в трудовой школе». Корней Ива­нович Чуковский в книге «От двух до пяти» в главе «Как дети слагают стихи» привел слова мальчика как образец великолепного детского стихосложе­ния: «Стихи замечательные, едва ли не лучшие из напечатанных в настоящей главе. С огромной энергией выражается в них несокрушимая вера ребенка в бессмертие всего, что он любит. Так и слышишь мажорный мальчишеский голос, прослав­ляющий жизнь, которой не будет конца».

Четверостишие, сочиненное пятилетним ребен­ком, Л. Ошанин вмонтировал в качестве припева в свои остропублицистические стихи, в которых выразил раздумья взрослых о мире. Прославление жизни, вера в счастливое будущее и страстный при­зыв к миру, услышанные из уст ребенка, подхваче­ны взрослыми, которые клянутся сохранить мир. Эта песня о детях и о взрослых, для детей и для взрослых.

Отмечая необычность этой песни, поэт С. Островой заметил: «Надо было соединить в одно песню ребенка, и песню народного гнева, и песню-призыв. Люди проголосовали за эту песню сердцем».

Здесь есть и сосредоточенное раздумье:

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

Есть и суровое предостережение:

Тише, солдат,

Слышишь, солдат,

Люди пугаются взрывов.

И страстный призыв:

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Сурово сдержанный, с короткими тревожными возгласами запев песни естественно и органично переходит в жизнеутверждающий, радостно приподнятый припев гимнического склада.

На Международном конкурсе эстрадной песни в Сопоте в 1963 г. песня «Пусть всегда будет солнце!» получила главный приз.

На Всемирном конгрессе женщин, проходившем в Москве, она звучала как песнь материнства: все делегаты пели ее на разных языках. В Почетной грамоте Советского комитета защиты мира, кото­рую композитор получил за эту песню, на сорока языках начертано слово «мир».

В одной из песен композитора есть такие слова:

Только песня остается с человеком,

Песня - верный друг твой навсегда.

Песни замечательного советского композитора Аркадия Ильича Островского останутся с нами. Они расскажут будущим поколениям о нашем вре­мени, о нашей жизни и борьбе, о наших свершениях и мечтах. Они - верный друг наш навсегда.

А. Ю. ЛЮБИЦКИЙ

«Начальная школа» № 2, 1985 год