В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ


Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0585885/data/www/helpmusic.ru/templates/library/functions.php on line 202

 Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов.

1. Приветствие

Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправ­данно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение Друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, ме­лодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонаци­онная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, вооб­ражение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отра­жать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музы­ку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающие (ходьба, бег, прыж­ки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определению последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

3. Развитие чувства ритма. Музицирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чув­ство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и не­однократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последую­щие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инстру­ментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкаль­ных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.

4. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мыш­цы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инстру­ментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибау­ток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании, пении разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружаю­щем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумы­вая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состоянии. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен ви­ден, название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы. а-у-у-у-и; ы. а-у-у-с — мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу. гу-гим: гы, га-гу-гу-гем — мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дега, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, фор­мируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выпол­нять уже знакомые упражнения.

5. Слушание (восприятие) музыки

Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а глав­ное, интересное направление развития детей. Оно направлено на форми­рование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает пра­вильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения му­зыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные про­изведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каж­дому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое зна­чение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кино­фильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особен­ности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым.

6. Распевание, пение

Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечетком произношение, гуление), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, ме­лодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запо­минания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождени­ем и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев педагог, припев — дети; запев исполняют солисты (несколько детей, припев — все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

7. Пляски, игры, хороводы

Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям по­двигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникатив­ные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполня­ет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хо­роводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновре­менно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Та­нец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокой­ные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, пережива­ния. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность ис­полнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают мно­жество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужден­ности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развиваема чувство ритма и. конечно, хорошего музы­кального вкуса.