В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ


Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u0585885/data/www/helpmusic.ru/templates/library/functions.php on line 202

Соблюдение этикетных правил при проведении праздника в дошкольном учреждении трудно переоценить.

Во-первых, современное понимание культуры поведения личности педагогом, родителями, воспитанником, да и вообще любым членом общества, обязательно включает в себя владение правилами этике­та. Этикет как порядок поведения форми­ровался обществом в течение нескольких веков и в настоящее время является наибо­лее развитым компонентом поведенческой культуры. Общество предоставляет челове­ку этикет в качестве регулятора поведения, а также важного средства развития добро­желательно-уважительного общения.

Владение этикетом предполагает зна­ние его правил, понимание необходимости их соблюдения, а также умение выбрать правило, подходящее к конкретной ситуа­ции, и выполнить его с наибольшей поль­зой для себя и окружающих.

Во-вторых, культура поведения педаго­га несет двойную нагрузку, являясь и ха­рактеристикой личности, и важным про­фессиональным качеством. Известно, что воспитатель для ребенка - один из самых убедительных наглядных примеров: ребе­нок впитывает поведенческие манеры вос­питателя и, если любит его, не задумыва­ясь, подражает ему.

В-третьих, соблюдение правил этикета способствует установлению доброжела­тельных и уважительных отношений меж­ду участниками общения, мы бы даже от­метили - личностно ориентированных от­ношений, на основе которых складывается взаимопонимание между воспитателем и родителями, что, в свою очередь, положи­тельно влияет на ход педагогического процесса. Праздничная жизнь детского сада, при всей своей традиционности, может стать богатой и разнообразной. К Новому году или к 8 Марта дети готовят выступле­ния для родителей, их могут пригласить в детский сад на праздник прихода осени или наступления весны. «Выпускной бал» завершает детсадовскую жизнь. Проводятся и досуги, в ходе которых представления организуют силами педагогов, иной раз родителей, а также профессиональных ак­теров детских или кукольных театров.

Для чего в детском саду проводятся праздники? Мы полагаем, на этот вопрос педагоги ответят достаточно полно. Скажут о радости, доставляемой детям, об эс­тетическом воспитании, о том, что ребята, готовясь к праздникам, учат песни и стихи, осваивают простейшие правила деклама­ции, приобретают танцевальные и песен­ные навыки, знакомятся с народной и со­временной художественной культурой. Не забудут упомянуть об умственном и физи­ческом развитии детей. Кто-то обязатель­но отметит, что в подготовке праздника не­редко участвуют родители воспитанников, и тогда формируется дружный коллектив детей, воспитателей и родителей.

Конечно, праздник - это возможность показать мамам и папам, чему дети научи­лись, как, справляясь с вол­нением, они выступают пе­ред зрителями, среди кото­рых есть и незнакомые люди. Праздник доставляет ра­дость и родителям, которые за небольшой отрезок време­ни проживают счастливые минуты гордости за сына и дочку, радуются новым уме­ниям своего ребенка, добро­му отношению к нему детей и педагогов.

Можно сказать, что орга­низованные педагогами пра­здничные события способны надолго со­хранить у детей и взрослых ощущение сча­стья, зарядить на новые достижения. Потому и педагоги, и родители справедли­во полагают: праздники в детском саду не­обходимы!

Однако, чтобы случилось именно так, надо приложить немало усилий и детям, и родителям, и воспитателям, и, конечно, му­зыкальному руководителю. Ему, главному организатору праздничного действа, следу­ет продумать не только сценарий, но и воз­можности участников праздника, чтобы правильно распределить роли и веселые за­дания, а также театральные костюмы и на­ряды... Да и руководству дошкольного уч­реждения невозможно остаться в стороне.

Бывая на праздниках в детском саду, мы испытываем огромную радость, гордимся своими детьми и удивляемся неиссякае­мому творчеству педагогов. И все же иной раз в душе возникает обида. Вроде все шло хорошо, и ребенок твой выступил, и пода­рок он получил, а в душе затаилась неудов­летворенность, и не понимаешь почему. Когда неясно почему, ищи ответ в поведе­нии участников праздника.

Мы будем говорить не столько о поведе­нии родителей, хотя и об этом скажем, сколько о том, что упустил из виду работ­ник детского сада.

Правила этикета существуют для того, чтобы люди своим поведением, речевым и неречевым, демонстрировали уважение друг к другу. Именно в этом кроется нрав­ственный аспект этикета, как, впрочем, и

эстетический. Хочешь, чтобы люди тобой любовались, веди себя красиво.

Какие же правила этикета способствуют успешному проведению праздника в дет­ском саду? Они те же, что и дома.

1. Праздничный наряд. Он несет огром­ную нагрузку: создает праздничное наст­роение, делает человека привлекательным и уверенным в себе, является средством выражения уважения к тем, кто пришел на праздник.

Обратим внимание на некоторые ошиб­ки в выборе наряда. Детский наряд должен быть удобен для участия в действиях, орга­низованных на празднике, а также красив и отличаться от повседневной одежды. Ог­ромные банты в волосах, заколки в косах, широкие юбочки, нарядные туфельки у де­вочек, рубашка с галстуком, пиджачный костюм (возможен наряд без пиджака и без галстука), удобные и красивые ботинки у мальчиков. Нарядная обувь не может быть ни стоптанной, ни старой, ни рваной.

Кто-то с упреком возразит: сегодня дет­ская праздничная одежда дорого стоит. Дело не в цене, а в привлекательности внешнего вида, в чистоте и опрятности и, конечно, в хорошем настроении!

Наряд воспитателя также исключает каждодневную одежду. Это может быть платье, платье с жакетом, юбка с блузкой. Украшением наряда послужат шарфик, пояс, ювелирные украшения, не очень гро­моздкие, не мешающие легкому движению в игре, танце, упражнении. Юбка не долж­на быть слишком узкой, иначе как играть с детьми? Джинсовый костюм не восприни­мается как праздничный. Впрочем, иной раз по сценарию необходимы именно джинсы, но это редкий случай.

Разумеется, костюм воспитателя дол­жен быть выдержан в духе праздника и в то же время сохранять черты делового об­лика: недопустимы чрезмерное количест­во украшений, большое декольте, одежда, подчеркивающая линии фигуры, нежела­тельна многоцветность наряда. Туфли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения, потому желательна высота каблука не более 3-4 см. Следует помнить, что элегантный черный цвет, лю­бимый многими женщинами, детьми не воспринимается как праздничный.

Возможно, воспитателю придется на­помнить родителям, что они приглашены в гости и праздник в немалой степени за­висит от того, как выглядят гости. Домаш­ние тапочки лучше оставить дома! Жела­тельно, чтобы родители выглядели краси­во: их внешний облик - проявление отношения и к празднику, и, главное, к хо­зяевам и организаторам встречи. Краси­вые и нарядные мама и папа настроят ре­бенка на правильное восприятие события, а еще он будет гордиться родителями. И запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим внешним видом радовать хозяев дома.

Кстати, если родители в этот день при­дут в детский сад с цветами, это доказа­тельство того, что они хотят порадовать и воспитателей, много сил отдающих воспи­танникам, и детей, которые с волнением и радостью готовятся к праздничной встре­че. Цветы, принесенные родителями, могут стать прекрасным украшением праздника.

2. Соблюдение правил гостевого этикета. Поскольку родители приглашены на пра­здник, возникают гостевые отношения, ко­торые должны строиться в соответствии с правилами этикета. Среди них есть касаю­щиеся хозяев дома, детей и воспитателей (организаторов праздника).

  • Радостно встретить гостей.

Представьте: воспитатель занимается подготовкой праздника, а гости (родите­ли) и не знают, куда себя деть. Поэтому на­до четко продумать, кто из педагогов зани­мается детьми, кто - гостями; кто из роди­телей возьмет на себя роль встречающего гостей. Следует заранее поговорить с деть­ми о том, что они, хозяева своей группы и организаторы праздника, должны встре­чать приглашенных мам, пап, бабушек и дедушек, а также братьев и сестер.

  • Ни один гость не должен оказаться без внимания хозяев дома ни тогда, когда гости собираются, ни в ходе праздника, ни во время его окончания.

Мы наблюдали проявление невнимания к гостям в разных ситуациях. Например, с одним родителем воспитатель долго разго­варивает, а на других даже не взглянет. Это неверно. Всем надо оказывать внимание: поздороваться, улыбнуться, сказать не­сколько слов: «Как мы рады, что вы при­шли!», «Вы давно к нам не заглядывали», «Мы сегодня с Танечкой (т.е. дочкой или внучкой) приготовили вам сюрприз», «Пе­тя сегодня будет читать стихи; услышите, как он это здорово делает!». Всего одно предложение, но значимое: мы вас увиде­ли, мы вам рады!

В зале одни гости сидят, другие стоят у стены, третьи в зал войти не могут (нет ме­ста). Следует заранее продумать, сколько гостей может прийти, как их рассадить. Нужно помнить: с помощью праздника мы учим детей принимать гостей в своем до­ме. На праздник, посвященный Женскому дню, пришли две бабушки одного мальчи­ка. Одна работала в детском саду поваром, дети ее уважали, знали, что она готовит са­мую вкусную еду! Другая бабушка им бы­ла незнакома. Первую бабушку посадили в первый ряд, вторая стояла у стены. Бабуш­ке-повару внук подарил цветы, другой ба­бушке цветов не хватило. Как вы думаете, у какой бабушки праздник был омрачен?

  • На гостей нельзя обижаться. И гостей нельзя обижать. (Не только воспитатели, но и дети в первую очередь стараются порадо­вать тех, кого они пригласили на праздник.)
  • Гости тоже не должны показывать свое недовольство, плохое настроение. Нельзя обижаться на хозяев дома и на дру­гих гостей. Праздник - для всех: и для хозя­ев, и для гостей.

3. Правила этикета, определяющие от­ношения между коллегами. Как бы ни старались воспитатели и дети, праздник не получится, если среди педагогов нет един­ства и взаимопонимания. Всегда приятно наблюдать слаженную работу коллектива, а педагогического - особен­но. Если педагоги помогают друг другу, дополняют друг друга, значит, дети - в доб­рых руках! Важно показать родителям силу педагогичес­кого коллектива, потому в их присутствии нельзя демон­стрировать недовольство коллегой, высказывать ему критические замечания.

  • И еще. Улыбка и добрая шутка снимут напряжение или возникшую неловкость. Просьбу всегда приятнее вы­полнять, чем приказ. По­хвальное слово педагогу в присутствии родителей по­высит его авторитет, улуч­шит настроение.

Конечно, отношения между педагогами не строятся во время праздника. Это кро­потливая и долгая работа, которую еже­дневно выполняет каждый член коллекти­ва. Однако праздник - это время, когда пе­реполняют чувства, когда особенно остро воспринимаешь любой взгляд и любое слово, это серьезное эмоциональное испы­тание для человека и коллектива. И в этом испытании этикет, правила которого нацеливают на проявление уважения, терпимо­сти, доброжелательности, окажет неоцени­мую услугу.

Добрых вам и веселых праздников в детском саду!